
Такси в России изменятся до неузнаваемости: привычные иномарки исчезнут
Представьте, что привычный выбор между Hyundai, Kia, Toyota и Skoda в такси исчезнет. Вместо этого — только отечественные Lada или китайские модели, собираемые в России. Именно такая картина может стать реальностью уже через несколько лет. И всё это — благодаря новому закону, который должен полностью переформатировать российский рынок такси.
Что произошло: такси под контроль локализации
Совет Федерации одобрил законопроект, меняющий правила игры для всей индустрии пассажирских перевозок. Речь идёт о поправках в федеральный закон №580-ФЗ, которые ужесточают требования к так называемой "локализации" автомобилей.
Ранее предлагалось, что уже с 1 октября 2025 года использовать в такси можно будет лишь те машины, которые соответствуют порогу в 3 200 баллов по шкале локализации. Такие требования подходят, в основном, для моделей, производимых на мощностях АвтоВАЗа и некоторых китайских компаний, имеющих заводы в России.
Однако ко второму чтению нормы стали мягче. Новая дата начала действия — 1 марта 2026 года, и она даст участникам рынка немного больше времени на адаптацию. Более того, допуск получат автомобили, произведённые в рамках СПИК (специальных инвестиционных контрактов), подписанных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Исключения предусмотрены и для более ранних контрактов — если в них вошли новые инвесторы.
В отдельных регионах, включая Калининград, Сибирь и Дальний Восток, закон вступит в силу с заметной отсрочкой: до марта 2028 и даже до 2030 года.
Кто попал в список разрешённых
Автопарки, особенно в крупных городах, обновляются регулярно — раз в 3-5 лет. Но теперь этот цикл может затянуться в два, а то и три раза дольше. Причина — ограниченный выбор моделей, соответствующих новым требованиям.
По факту, уже сегодня ясно: основной упор придётся делать на автомобили, собираемые в России. Вот как выглядит предполагаемый "золотой список":
-
Lada Granta
-
Lada Vesta
-
Lada Aura
-
Haval Jolion
-
Haval F7 / F7x
-
BAIC U5 Plus
-
Kaiyi E5
Все эти машины производятся на территории РФ и, следовательно, подпадают под новые стандарты.
Опасения игроков: старый автопарк, новые тарифы
Участники рынка не скрывают обеспокоенности. С одной стороны, идея поддержать отечественный автопром логична. С другой — исполнение может привести к прямо противоположному эффекту.
"Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот, к его устареванию. Это отразится на всех — и на пассажирах, и на водителях — и на качестве перевозок", — заявила Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.
Лизинг — основа обновления автопарков — сегодня доступен только юридическим лицам. А значит, самозанятые водители окажутся в самой уязвимой позиции. У них просто не будет возможности обновить автомобиль.
Больше никаких премиум-поездок?
Особое беспокойство вызывает сегмент бизнес- и VIP-класса. Пока неясно, какие автомобили смогут занять нишу элитных перевозок — ведь привычные немецкие и японские марки под новые требования не подпадают.
В Москве и других мегаполисах премиальные машины постепенно вытесняются китайскими моделями, но и они под вопросом — одобрят ли их на федеральном уровне? В компании Maxim прямо говорят: если китайские премиум-бренды не получат зелёный свет, заказы бизнес-класса окажутся под угрозой.
Рост цен — неизбежен?
Неминуемо возникает вопрос: насколько подорожает поездка в такси? Ведь машины, подходящие под новые требования, не только стоят дороже, но и дешеветь со временем не собираются. В итоге все расходы — будь то покупка, лизинг или обслуживание — лягут на плечи пассажиров.
"Хочется верить, что будут интересные государственные программы по субсидированию приобретения автомобилей таксопарками, что помогло бы сфере замедлить падение", — отметил операционный директор "Ситимобил" Даниил Курашев.
Но пока никаких чётких мер поддержки не озвучено. А значит, ждать роста цен — вопрос времени.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru