
Хетчбэки почти исчезли: цифры пугают, а список оставшихся моделей вас точно удивит
Куда исчезли хетчбэки? Когда-то любимый многими тип кузова стремительно уходит с российского авторынка. Продажи падают, модели исчезают с витрин, а покупателям остаётся только ностальгировать по компактным и удобным автомобилям.
Только за первое полугодие 2025 года в России было зарегистрировано чуть больше 11 тысяч новых хетчбэков — на 66% меньше, чем за тот же период в прошлом году. Их доля на рынке сократилась до исторического минимума — всего 2%. Для сравнения: седаны удерживают 17%, а абсолютные лидеры — кроссоверы — занимают более 67% от общего числа продаж.
Что происходит с рынком
"В салонах официальных дилеров модели компактных "классических" хетчбэков можно пересчитать по пальцам одной руки. Часто к этому типу ошибочно относят лифтбэки или купеобразные кроссоверы", — говорит автомобильный аналитик Сергей Целиков.
Такой результат — следствие сразу нескольких факторов. Во-первых, китайский автопром, который в последние годы доминирует на российском рынке, делает ставку прежде всего на кроссоверы. Во-вторых, у российских производителей выбор хетчбэков тоже скромный — сейчас на рынке представлены всего две отечественные модели с этим типом кузова.
Параллельный импорт тоже не спасает ситуацию: недорогие хетчбэки, завозимые неофициально, теряют свою привлекательность из-за выросших издержек. Ввозить их стало попросту невыгодно.
Кто ещё держится на плаву
Несмотря на общее падение сегмента, несколько моделей всё ещё находят своих покупателей. Безусловный лидер среди них — Lada Granta, на неё пришлось почти 9 тысяч регистраций за первые шесть месяцев года. С заметным отставанием следуют Solaris KRX (1 866 единиц) и Ora 03 (284).
Остальные модели продаются буквально поштучно. В числе наиболее востребованных — Toyota Yaris, Mini Hatch, Audi A3, Volkswagen Golf, Honda Fit, а также две китайские модели от BYD — Seagull и Dolphin. Однако ни одна из них не преодолела порог в 40 регистраций.
Почему хетчбэки проиграли
Причины ухода хетчбэков кроются не только в экономике, но и в изменении вкусов покупателей. Современные автолюбители всё чаще выбирают автомобили с высокой посадкой и большими багажниками. Компактность и маневренность, ещё недавно бывшие основными достоинствами хетчбэков, ушли на второй план.
Не стоит забывать и о том, что глобальные автоконцерны также постепенно сокращают линейки хетчбэков. Например, Ford прекратил выпуск Fiesta, Honda сворачивает продажи Fit в ряде стран, а Volkswagen всё громче говорит о прекращении производства Golf с ДВС-версией. Тренд носит глобальный характер, а Россия — лишь его отражение.
Интересные детали
-
В Японии и Европе хетчбэки по-прежнему востребованы: в частности, Toyota Yaris остаётся одной из самых продаваемых моделей на родине.
-
В 2024 году в Европе на хетчбэки приходилось около 25% всех продаж новых автомобилей — в 10 раз больше, чем в России.
-
Электрические хетчбэки, такие как Renault Zoe и Peugeot e-208, в Европе стремительно набирают популярность, но до российского рынка они так и не добрались.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru