
5 миллионов за каждый фильм: что задумали для защиты отечественного кино
Начнём с вопроса: можно ли за счёт заградительных мер оживить отечественный кинематограф? Никита Михалков уверен, что да. Именно он стал автором резонансной инициативы, согласно которой за прокат иностранного фильма в России предлагается взимать фиксированную сумму — 5 миллионов рублей. Идею режиссёра поддержал сам президент Владимир Путин.
Квоты как форма культурной защиты
Никита Михалков, возглавляющий Союз кинематографистов России, рассказал, что выступил с этой инициативой по просьбе своих коллег. По его словам, суть предложения — не запрет, а ограничение и разумное квотирование. Михалков напомнил, что подобная практика существует в таких странах, как Франция и Китай, где национальное кино получает особую поддержку, а зарубежное — фильтруется по культурной и коммерческой значимости.
"Мои коллеги, кинематографисты, попросили меня обратиться к президенту с просьбой о квотировании американского кино. Это, в принципе, известная абсолютно практика, она есть и во Франции, она есть и в Китае", — сказал Михалков.
Суть инициативы — в том, чтобы за каждую заявку на прокат западного фильма взималась фиксированная плата — 5 миллионов рублей. Кроме того, предлагается обязать дистрибьюторов передавать 10% от выручки в специальный фонд поддержки отечественного кинематографа. Как подчеркнул режиссёр, эти средства могли бы стать подушкой безопасности для новых российских проектов.
Как это должно работать
Идея, по мнению Михалкова, подразумевает, что права на показ западных фильмов будут централизовано приобретаться через крупные медиахолдинги — "Газпром-Медиа Холдинг" и "Национальную Медиа Группу". Таким образом, государство будет контролировать не только финансовые потоки, но и сам факт попадания западного контента в российские кинотеатры.
По словам режиссёра, Владимир Путин отнёсся к инициативе с пониманием. Сейчас её прорабатывают профильные ведомства — в том числе Министерство культуры и Роскомнадзор. Подобные меры, считает Михалков, могут стать барьером для массированного возвращения голливудских фильмов в Россию.
"Это позволит защитить кинематограф от зарубежной кинопродукции, которая может вернуться на экраны России", — добавил он.
Что стало поводом
В 2022 году крупнейшие голливудские студии — Disney, Warner Bros, Sony Pictures, Paramount и Universal — покинули российский рынок. Их фильмы ранее обеспечивали до 80% прокатной выручки. В результате отечественные компании оказались перед вызовом: заполнить образовавшуюся пустоту собственным продуктом.
Однако статистика оказалась неутешительной. По данным Фонда кино, из 25 фильмов, снятых при его поддержке и выпущенных в 2024 году, коммерчески успешными стали лишь пять. В 2022 году из 26 подобных картин окупилась только одна.
Интересный факт
Во Франции действует система субсидирования национального кино за счёт сборов с проката иностранных лент. В Китае же количество голливудских премьер строго ограничено квотами.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru