
Счета пустеют, а прогнозов нет: на какие шаги решился Nissan, чтобы выжить
Nissan оказался в финансовом цейтноте — и прибегает к нестандартным методам выживания. Автопроизводитель, чьи продажи продолжают снижаться, а модельный ряд теряет актуальность, ищет способы продержаться на плаву, задерживая выплаты своим поставщикам.
Кредит доверия в обмен на отсрочку
Как стало известно, Nissan обратился к ряду своих европейских и британских поставщиков с не совсем обычной просьбой: временно не требовать оплаты за поставленную продукцию. Подтверждение этому — внутренняя документация и деловая переписка, попавшие в распоряжение журналистов. Компания предлагает временную отсрочку платежей, рассчитывая таким образом восполнить кассовый разрыв.
По словам источников, подобная практика уже использовалась Nissan ранее — особенно активно в марте, перед завершением финансового года. Однако сейчас ситуация стала куда более напряжённой. Компания просит поставщиков предоставить гибкие условия без дополнительных штрафов, чтобы выиграть немного времени и сохранить ликвидность.
4,5 миллиарда долларов в минус
Прошедший финансовый год оказался для Nissan болезненным. Чистый убыток составил 4,5 миллиарда долларов — один из самых крупных за всю историю компании. На фоне падающих продаж руководство даже не стало публиковать прогноз на текущий год, что обычно считается признаком крайней неопределённости.
Новый генеральный директор Иван Эспиноза, вступивший в должность в апреле, представил антикризисную программу, которая выглядит крайне жёстко. План включает:
-
сокращение 15% персонала по всему миру;
-
закрытие семи производственных площадок;
-
цель — сэкономить 500 миллиардов иен (около 3,4 миллиарда долларов) в течение двух лет.
Масштабные меры говорят о глубине кризиса, в котором оказался автопроизводитель. Это не просто сокращение издержек, а попытка избежать финансового коллапса.
Поставщики на распутье
На фоне общей нестабильности инициатива с отсрочкой платежей выглядит двояко. С одной стороны, в деловом мире подобная практика — не редкость. Особенно если речь идёт о крупных компаниях, которые временно испытывают трудности. С другой — поведение Nissan стало сигналом того, насколько остро стоит вопрос ежедневного денежного оборота.
"Это наглядно демонстрирует, в какой сложной финансовой ситуации оказался Nissan. Похоже, они пытаются отодвинуть текущие расходы как можно дальше", — считает Сэйдзи Сугиура, старший аналитик Tokai Tokyo Intelligence Laboratory.
Главный вопрос — как долго поставщики будут готовы идти на уступки. В условиях глобальной инфляции и роста себестоимости, даже небольшая задержка платежей может стать критической для среднего поставщика. В особенности, если он работает на условиях узкой специализации и зависит от контрактов с автогигантами.
Интересный факт: Nissan — не единственный
Стоит отметить, что Nissan — далеко не первый автопроизводитель, прибегающий к тактике отсрочек. В 2020 году аналогичную стратегию использовали General Motors и Ford в разгар пандемии. Они договаривались с поставщиками об изменении графика платежей, чтобы сохранить "подушку безопасности" на случай дальнейшего ухудшения ситуации.
Однако в отличие от американских коллег, Nissan имеет более узкую финансовую амортизацию и меньше маневров по привлечению инвестиций. Кредиторы и партнёры относятся к нему с настороженностью после нескольких лет падения продаж и внутренних перестановок в управлении.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru