Lixiang
Lixiang
Евгений Акопян Опубликована 30.06.2025 в 7:45

Китай захватывает рынок EV — почему европейские автогиганты остаются в тени

Европейские автопроизводители не спешат полностью перейти на электромобили, сохраняя в ассортименте машины с привычными двигателями внутреннего сгорания. Тем временем китайский автопром стремительно расширяет предложение, предлагая широкий выбор электромобилей, которые отвечают разным вкусам и бюджетам. Что же происходит на рынке электрифицированных автомобилей и почему Европа уступает Китаю — в подробном обзоре Autonews.ru.

Стабильность и замедление в Европе

В 2024 году в Европейском союзе было зарегистрировано около 10,6 миллиона новых автомобилей. Из них 13,6% составили полностью электрические машины, 30,9% — гибриды, и 33,3% — традиционные бензиновые автомобили, согласно отчету Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA). За первые пять месяцев 2025 года доля электромобилей выросла до 15,4%, и этот тренд поддерживают крупнейшие рынки Европы:

  • Германия — рост продаж на 43,2%;
  • Бельгия — +26,7%;
  • Нидерланды — +6,7%.

Однако Франция стала исключением, где продажи электромобилей снизились на 7,1%.

Параллельно с этим на всех ведущих рынках Европы наблюдается заметный спад спроса на автомобили с бензиновыми двигателями — минус 20,2% с начала 2025 года. Спад особенно ощутим во Франции (-34,3%) и Германии (-26,1%).

Несмотря на планы ЕС и Великобритании полностью отказаться от новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году, эксперты из инвестиционной компании Jefferies считают, что к этому сроку половина продаж всё ещё придётся на машины с традиционными моторами. Прогнозы различных исследовательских агентств сильно разнятся: от 35% до более чем 50% электромобилей к 2030 году. Исследование EV Volumes даже утверждает, что к 2030 году почти 93% новых автомобилей будут электрическими.

"Мы по-прежнему считаем, что траектория доступности и инфраструктуры недостаточна для достижения 100% проникновения электромобилей к 2035 году, и поэтому прогнозируем замедление темпов изменений", — подчеркивают аналитики Bernstein Research.

Уроки европейской электрификации: провал Northvolt

Одна из ключевых ошибок Европы — неудачная попытка создать собственное производство аккумуляторов. Компания Northvolt, основанная в 2016 году экс-менеджером Tesla Питером Карлссоном, получила огромные инвестиции — более $15 млрд, включая €5 млрд от ЕС. Но в 2024 году компания объявила о банкротстве в США. Основные причины — неэффективное управление, перерасход средств и зависимость от китайских компонентов.

"Мир сильно недооценил, насколько сложно производить батареи", — предупреждает глава американской Sila Джин Бердичевски.

Крах Northvolt лишь усилил зависимость Европы от китайских гигантов CATL и BYD, которые контролируют более 70% рынка литий-ионных аккумуляторов и ключевые технологии. При этом Китай активно ограничивает экспорт редких минералов, таких как галлий и германий, используя их как инструмент давления в переговорах с Западом.

Как Европа пытается защититься

В ответ на доминирование Китая и демпинг на рынке аккумуляторов, год назад ЕС ввел пошлины на китайские батареи для электромобилей — от 17% до 37%. Под эти меры попали не только китайские бренды, но и производимые в Китае электромобили таких компаний, как Tesla и Volvo.

Однако введение пошлин вызвало раскол внутри ЕС: Германия, Швеция и Венгрия выступили против из-за опасений ответных мер, тогда как Франция и Италия поддержали инициативу. ЕС также рассматривает аналогичные меры для других сегментов зеленой экономики.

"Китайские бренды активно проникают на европейский рынок", — отмечает профессор бизнеса Дэвид Бейли из Бирмингемской школы бизнеса.

Китай — лидер мирового рынка электромобилей

Китай уверенно удерживает позиции главного игрока в аккумуляторной индустрии. По данным IEA, более половины всех аккумуляторов для электромобилей производятся китайскими компаниями, а CATL занимает свыше трети мирового рынка. В 2023 году CATL запустила свой первый завод в Европе — в Германии, планируя расширять производство.

История успеха CATL началась в 2011 году, когда компания выкупила большую часть аккумуляторного бизнеса японской TDK и сделала ставку на никель-марганец-кобальтовые батареи. Благодаря государственной поддержке и грамотной стратегии CATL быстро выросла в глобального лидера.

"Если не поддерживать контакты и не вести бизнес с китайскими компаниями, на лидирующих позициях оставаться невозможно", — подчеркивает директор Немецкого центра автомобильных исследований Фердинанд Дуденхеффер.

Европейские и китайские электромобили: что предлагают?

Autonews.ru провел сравнение популярных моделей с двух рынков, обращая внимание на мощность, запас хода и цены (ориентировочно):

Европейские модели:

  • Volkswagen ID. Unyx Max High Perfomance. 340 л. с., 0-100 км/ч за 5,6 с, 555 км, от 3 690 000 руб.
  • Mercedes‑Benz EQS 350. 292 л. с., 464 км, от 9 750 000 руб.
  • Porsche Macan Turbo. 639 л. с., 3,3 с, 765 км, от 18 667 280 руб.
  • Audi Q6 e-tron. 387 л. с., 5,9 с, 625 км, от €74 700.
  • BMW i5. 335 л. с., 5,1 с, 475 км, от $68 275.

Китайские модели:

  • Avatr 11. 313 л. с., 6,6 с, 575 км, от 6 095 123 руб.
  • Xiaomi SU7 Pro. 299 л. с., 5,28 с, 668 км, от 5 555 000 руб.
  • Zeekr 001. 272 л. с., 6,9 с, 1032 км, от 4 490 000 руб.

Как видно, китайские электромобили зачастую предлагают большую дальность пробега и более доступные цены, что подчеркивает их растущее влияние на мировом рынке.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »