Lixiang
Lixiang
Евгений Акопян Опубликована 30.06.2025 в 7:45

Китай захватывает рынок EV — почему европейские автогиганты остаются в тени

Европейские автопроизводители не спешат полностью перейти на электромобили, сохраняя в ассортименте машины с привычными двигателями внутреннего сгорания. Тем временем китайский автопром стремительно расширяет предложение, предлагая широкий выбор электромобилей, которые отвечают разным вкусам и бюджетам. Что же происходит на рынке электрифицированных автомобилей и почему Европа уступает Китаю — в подробном обзоре Autonews.ru.

Стабильность и замедление в Европе

В 2024 году в Европейском союзе было зарегистрировано около 10,6 миллиона новых автомобилей. Из них 13,6% составили полностью электрические машины, 30,9% — гибриды, и 33,3% — традиционные бензиновые автомобили, согласно отчету Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA). За первые пять месяцев 2025 года доля электромобилей выросла до 15,4%, и этот тренд поддерживают крупнейшие рынки Европы:

  • Германия — рост продаж на 43,2%;
  • Бельгия — +26,7%;
  • Нидерланды — +6,7%.

Однако Франция стала исключением, где продажи электромобилей снизились на 7,1%.

Параллельно с этим на всех ведущих рынках Европы наблюдается заметный спад спроса на автомобили с бензиновыми двигателями — минус 20,2% с начала 2025 года. Спад особенно ощутим во Франции (-34,3%) и Германии (-26,1%).

Несмотря на планы ЕС и Великобритании полностью отказаться от новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году, эксперты из инвестиционной компании Jefferies считают, что к этому сроку половина продаж всё ещё придётся на машины с традиционными моторами. Прогнозы различных исследовательских агентств сильно разнятся: от 35% до более чем 50% электромобилей к 2030 году. Исследование EV Volumes даже утверждает, что к 2030 году почти 93% новых автомобилей будут электрическими.

"Мы по-прежнему считаем, что траектория доступности и инфраструктуры недостаточна для достижения 100% проникновения электромобилей к 2035 году, и поэтому прогнозируем замедление темпов изменений", — подчеркивают аналитики Bernstein Research.

Уроки европейской электрификации: провал Northvolt

Одна из ключевых ошибок Европы — неудачная попытка создать собственное производство аккумуляторов. Компания Northvolt, основанная в 2016 году экс-менеджером Tesla Питером Карлссоном, получила огромные инвестиции — более $15 млрд, включая €5 млрд от ЕС. Но в 2024 году компания объявила о банкротстве в США. Основные причины — неэффективное управление, перерасход средств и зависимость от китайских компонентов.

"Мир сильно недооценил, насколько сложно производить батареи", — предупреждает глава американской Sila Джин Бердичевски.

Крах Northvolt лишь усилил зависимость Европы от китайских гигантов CATL и BYD, которые контролируют более 70% рынка литий-ионных аккумуляторов и ключевые технологии. При этом Китай активно ограничивает экспорт редких минералов, таких как галлий и германий, используя их как инструмент давления в переговорах с Западом.

Как Европа пытается защититься

В ответ на доминирование Китая и демпинг на рынке аккумуляторов, год назад ЕС ввел пошлины на китайские батареи для электромобилей — от 17% до 37%. Под эти меры попали не только китайские бренды, но и производимые в Китае электромобили таких компаний, как Tesla и Volvo.

Однако введение пошлин вызвало раскол внутри ЕС: Германия, Швеция и Венгрия выступили против из-за опасений ответных мер, тогда как Франция и Италия поддержали инициативу. ЕС также рассматривает аналогичные меры для других сегментов зеленой экономики.

"Китайские бренды активно проникают на европейский рынок", — отмечает профессор бизнеса Дэвид Бейли из Бирмингемской школы бизнеса.

Китай — лидер мирового рынка электромобилей

Китай уверенно удерживает позиции главного игрока в аккумуляторной индустрии. По данным IEA, более половины всех аккумуляторов для электромобилей производятся китайскими компаниями, а CATL занимает свыше трети мирового рынка. В 2023 году CATL запустила свой первый завод в Европе — в Германии, планируя расширять производство.

История успеха CATL началась в 2011 году, когда компания выкупила большую часть аккумуляторного бизнеса японской TDK и сделала ставку на никель-марганец-кобальтовые батареи. Благодаря государственной поддержке и грамотной стратегии CATL быстро выросла в глобального лидера.

"Если не поддерживать контакты и не вести бизнес с китайскими компаниями, на лидирующих позициях оставаться невозможно", — подчеркивает директор Немецкого центра автомобильных исследований Фердинанд Дуденхеффер.

Европейские и китайские электромобили: что предлагают?

Autonews.ru провел сравнение популярных моделей с двух рынков, обращая внимание на мощность, запас хода и цены (ориентировочно):

Европейские модели:

  • Volkswagen ID. Unyx Max High Perfomance. 340 л. с., 0-100 км/ч за 5,6 с, 555 км, от 3 690 000 руб.
  • Mercedes‑Benz EQS 350. 292 л. с., 464 км, от 9 750 000 руб.
  • Porsche Macan Turbo. 639 л. с., 3,3 с, 765 км, от 18 667 280 руб.
  • Audi Q6 e-tron. 387 л. с., 5,9 с, 625 км, от €74 700.
  • BMW i5. 335 л. с., 5,1 с, 475 км, от $68 275.

Китайские модели:

  • Avatr 11. 313 л. с., 6,6 с, 575 км, от 6 095 123 руб.
  • Xiaomi SU7 Pro. 299 л. с., 5,28 с, 668 км, от 5 555 000 руб.
  • Zeekr 001. 272 л. с., 6,9 с, 1032 км, от 4 490 000 руб.

Как видно, китайские электромобили зачастую предлагают большую дальность пробега и более доступные цены, что подчеркивает их растущее влияние на мировом рынке.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

сегодня в 5:26
Льготы не спасают: россияне всё реже решаются брать машину в кредит

Осенью рынок автокредитов просел, но банки зафиксировали рост одобрений и увеличение среднего чека — автопокупатели стали осторожнее, но не отказались от займов.

Читать полностью »
ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »