
Электробусы в Самаре обкатали — и убрали: что не устроило чиновников
Экологичный, инновационный, но слишком дорогой — так можно коротко описать отношение Самарской области к электробусам. Несмотря на проведённые тестирования, в 2025 году власти региона официально отказались от планов внедрения электрического общественного транспорта. Почему — объясняется в ежегодном отчёте правительства.
Электробусам — "нет", другим нуждам — "да"
В отчёте за 2024 год, подготовленном в ответ на запросы депутатов Самарской губернской думы, прямо говорится: использование электробусов признано нецелесообразным. Причина — высокая стоимость эксплуатации и закупки, а также необходимость направить средства на другие, более срочные направления транспортного развития.
"На данный момент в рамках проводимой работы по обеспечению разработки проектов регионального стандарта транспортного обслуживания и регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом необходимо финансирование более приоритетных направлений", — говорится в официальном документе.
Иными словами, бюджет области не резиновый. И пока средства требуются на другие транспортные проекты — те, что охватывают большую часть населения или обеспечивают ключевые маршруты.
Уточнение по маршруту Самара — Южный город — Новокуйбышевск
Особенно остро обсуждался маршрут между Самарой, Южным городом и Новокуйбышевском — активно развивающимся направлением с плотным пассажиропотоком. Именно по нему депутаты предложили использовать электробусы. Но правительство сообщило: планы по этому маршруту не предполагают использование электротранспорта. Причина — та же: дорого и пока неэффективно в условиях региона.
Ранее в Самаре всё же проводились тестовые испытания электробусов. Последним на маршруте между Самарой и Южным городом работал электробус "Генерал", произведённый саратовским предприятием "ПК "Транспортные системы"". Он успел пройти эксплуатационную обкатку, но по всей видимости, не смог продемонстрировать преимущества, оправдывающие затраты.
Среди основных сложностей:
- Нехватка зарядной инфраструктуры;
- Высокая стоимость технического обслуживания;
- Необходимость модернизации депо и обучающего персонала;
- Ограниченный запас хода при полной загрузке.
А что в других регионах?
Контрастно на этом фоне выглядит ситуация, например, в Москве, где с 2018 года электробусы стали неотъемлемой частью транспортной системы. На 2025 год в столице насчитывается более 1200 электробусов, и их парк продолжает расти. Однако следует учитывать: московский бюджет несопоставим с возможностями большинства регионов.
По оценкам экспертов, стоимость одного электробуса в России — от 30 до 40 миллионов рублей, при этом срок окупаемости значительно выше, чем у дизельных или газомоторных аналогов.
Почему это важно?
Отказ от электробусов — не просто выбор в пользу экономии. Это отражение сложной задачи: как обеспечить устойчивое развитие общественного транспорта при ограниченных ресурсах. Самарская область делает ставку на комплексный региональный план, ориентированный на "автомобильный транспорт", что подразумевает модернизацию существующего автопарка, возможно, в сторону более дешёвых альтернатив — газовых автобусов, например.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru