Покупка авто с пробегом
Покупка авто с пробегом
Алексей Ларин Опубликована 07.07.2025 в 0:09

Взял авто у дилера — теперь ищи крайнего: автомобили из Казахстана обернулись головной болью

Вы бы поверили, если бы ваш новый автомобиль, купленный у официального дилера в России, оказался чужой собственностью — да ещё и кредитной? Именно так произошло с сотнями россиян, ставших участниками трансграничной мошеннической схемы, организованной при участии недобросовестных посредников и заемщиков из Казахстана.

Об этой афере рассказал бывший президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев в интервью aif.ru. История получила широкую огласку в 2023 году и до сих пор вызывает споры на границе между правом и моралью.

Как всё начиналось: обещания, кредиты и серый импорт

В Казахстане аферисты находили граждан, испытывающих финансовые трудности. Обещая помощь в погашении кредитов и выгодные условия, мошенники уговаривали людей взять автомобили в кредит на своё имя. Эти машины позже вывозились в Россию, где продавались через официальных и неофициальных дилеров. Схема работала через так называемый "серый" или параллельный импорт — канал, оставляющий пространство для обхода правовых барьеров.

Всё шло гладко до тех пор, пока мошенники не переставали выплачивать кредиты. Тогда банки начинали искать заемщика — и находили его в лице казахстанского гражданина, на чьё имя был оформлен договор. В ответ на претензии банки, естественно, инициировали расследование. А сами автомобили в это время уже успевали сменить владельцев в России.

"У нас были проблемы с машинами из Казахстана, которые там частными лицами покупались в кредит и потом продавались в РФ (по параллельному импорту). Подобные случаи, но единичные, фиксировались и с автомобилями из Европы", — рассказал Мосеев.

По его словам, в случае с Европой всё ещё сложнее: "Они потом попадали в базу Интерпола, так как заявлялись как угнанные. То есть человек, чтобы не платить по кредиту, заявлял, что машину угнали".

Почему Казахстан оказался в центре схемы

Особенность ситуации в Казахстане — в масштабе проблемы. По словам автоэксперта, в стране наблюдается серьёзная закредитованность населения. Для некоторых это стало причиной согласиться на сомнительную схему, видя в ней возможность "заработать" без усилий.

"С Казахстаном было больше проблем, потому что там ситуация связана просто с жуткой закредитованностью местного населения, и некоторые из граждан решили свое положение поправить таким образом. Конечно же, здесь действовали мошенники, которые приходили к таким людям", — пояснил Мосеев.

Таким образом, совмещение социального кризиса, пробелов в законодательстве и лазеек в таможенной системе создало идеальную среду для расцвета криминальной схемы.

Почему система не сработала

Главная уязвимость, как отметил эксперт, — отсутствие информационного обмена между странами. Российские покупатели не могли проверить, находится ли автомобиль в залоге. А казахстанские правоохранительные органы узнавали о фактах мошенничества уже постфактум — когда банк начинал взыскивать долг, а владелец машины заявлял о её "угоне".

Машины, ввезённые в Россию, попадали в "серую зону" — формально они были куплены и оформлены, но юридически оставались предметом кредитного договора. Некоторые из таких авто позже объявлялись в розыск и даже изымались уже у новых владельцев.

Как реагировали власти

После серии скандалов казахстанские власти начали принимать меры. Теперь, как утверждает Мосеев, автомобиль, на который оформлен непогашенный кредит или не снят залог, не может быть вывезен из страны. Это усложнило мошенникам жизнь и значительно снизило поток подобных автомобилей в Россию.

Интересный факт

Похожие схемы ранее пытались провернуть с машинами из европейских стран. Однако международные базы розыска, такие как база Интерпола, и более строгие контрольные механизмы быстро пресекли такие попытки. В случае с Казахстаном процесс оказался дольше и сложнее из-за близости стран, упрощённых таможенных правил и отсутствия прозрачных баз данных.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »