
Взял авто у дилера — теперь ищи крайнего: автомобили из Казахстана обернулись головной болью
Вы бы поверили, если бы ваш новый автомобиль, купленный у официального дилера в России, оказался чужой собственностью — да ещё и кредитной? Именно так произошло с сотнями россиян, ставших участниками трансграничной мошеннической схемы, организованной при участии недобросовестных посредников и заемщиков из Казахстана.
Об этой афере рассказал бывший президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев в интервью aif.ru. История получила широкую огласку в 2023 году и до сих пор вызывает споры на границе между правом и моралью.
Как всё начиналось: обещания, кредиты и серый импорт
В Казахстане аферисты находили граждан, испытывающих финансовые трудности. Обещая помощь в погашении кредитов и выгодные условия, мошенники уговаривали людей взять автомобили в кредит на своё имя. Эти машины позже вывозились в Россию, где продавались через официальных и неофициальных дилеров. Схема работала через так называемый "серый" или параллельный импорт — канал, оставляющий пространство для обхода правовых барьеров.
Всё шло гладко до тех пор, пока мошенники не переставали выплачивать кредиты. Тогда банки начинали искать заемщика — и находили его в лице казахстанского гражданина, на чьё имя был оформлен договор. В ответ на претензии банки, естественно, инициировали расследование. А сами автомобили в это время уже успевали сменить владельцев в России.
"У нас были проблемы с машинами из Казахстана, которые там частными лицами покупались в кредит и потом продавались в РФ (по параллельному импорту). Подобные случаи, но единичные, фиксировались и с автомобилями из Европы", — рассказал Мосеев.
По его словам, в случае с Европой всё ещё сложнее: "Они потом попадали в базу Интерпола, так как заявлялись как угнанные. То есть человек, чтобы не платить по кредиту, заявлял, что машину угнали".
Почему Казахстан оказался в центре схемы
Особенность ситуации в Казахстане — в масштабе проблемы. По словам автоэксперта, в стране наблюдается серьёзная закредитованность населения. Для некоторых это стало причиной согласиться на сомнительную схему, видя в ней возможность "заработать" без усилий.
"С Казахстаном было больше проблем, потому что там ситуация связана просто с жуткой закредитованностью местного населения, и некоторые из граждан решили свое положение поправить таким образом. Конечно же, здесь действовали мошенники, которые приходили к таким людям", — пояснил Мосеев.
Таким образом, совмещение социального кризиса, пробелов в законодательстве и лазеек в таможенной системе создало идеальную среду для расцвета криминальной схемы.
Почему система не сработала
Главная уязвимость, как отметил эксперт, — отсутствие информационного обмена между странами. Российские покупатели не могли проверить, находится ли автомобиль в залоге. А казахстанские правоохранительные органы узнавали о фактах мошенничества уже постфактум — когда банк начинал взыскивать долг, а владелец машины заявлял о её "угоне".
Машины, ввезённые в Россию, попадали в "серую зону" — формально они были куплены и оформлены, но юридически оставались предметом кредитного договора. Некоторые из таких авто позже объявлялись в розыск и даже изымались уже у новых владельцев.
Как реагировали власти
После серии скандалов казахстанские власти начали принимать меры. Теперь, как утверждает Мосеев, автомобиль, на который оформлен непогашенный кредит или не снят залог, не может быть вывезен из страны. Это усложнило мошенникам жизнь и значительно снизило поток подобных автомобилей в Россию.
Интересный факт
Похожие схемы ранее пытались провернуть с машинами из европейских стран. Однако международные базы розыска, такие как база Интерпола, и более строгие контрольные механизмы быстро пресекли такие попытки. В случае с Казахстаном процесс оказался дольше и сложнее из-за близости стран, упрощённых таможенных правил и отсутствия прозрачных баз данных.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru