
Дохода нет, кредит душит: автосалоны массово готовятся к закрытию — что стало спусковым крючком
Российский авторынок рискует остаться без значительной части дилерской сети уже к концу 2025 года. По оценке экспертов, закрыться могут до 10% автосалонов по всей стране — и причина кроется не только в падающих продажах.
Почему дилеры уходят с рынка
"До конца 2025 года в России могут прекратить работу до 10% дилерских центров", — считает глава Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Главный фактор — резкое снижение спроса на автомобили. В последние годы рынок не просто сжался: изменилось поведение покупателей, увеличился цикл принятия решений, а доступ к недорогому кредитованию стал практически невозможен. Для дилеров это означает резкое падение выручки и, как следствие, снижение рентабельности.
Но даже те, кто еще держится на плаву, сталкиваются с системными проблемами. Подщеколдин отмечает, что во многих городах салоны одной и той же марки размещены слишком близко друг к другу. Это создает внутреннюю конкуренцию, а не добавляет клиентского потока, как рассчитывали раньше. В условиях общего снижения продаж такая "плотность бренда" становится обременительной.
500 миллионов на старт: дилерство больше не для среднего бизнеса
Сегодня открыть новый автосалон — задача, сравнимая с запуском завода. По словам главы РОАД, инвестиции в один салон могут достигать 500 миллионов рублей. И зачастую эти деньги берутся в кредит.
"Примерно 70% дилеров, которые обслуживают займы на открытие и модернизацию салонов, работают на грани рентабельности", — уточняет Подщеколдин.
С учетом ключевой ставки в России, которая на момент 2025 года всё ещё остается двузначной, ежемесячные платежи превращаются в непосильное бремя. При этом даже крупные игроки не могут быть уверены в стабильности продаж и долгосрочной окупаемости.
Интересные факты
-
В 2024 году в России впервые было продано больше китайских автомобилей, чем любых других — более 60% от всех новых машин.
-
По данным аналитиков, маржинальность послепродажного обслуживания у дилеров сейчас в 2-3 раза выше, чем от продажи самих автомобилей.
-
Ранее аналогичный спад дилерской сети происходил в 2009 и 2015 годах, но в обоих случаях рынок восстанавливался за 1,5-2 года. Сейчас ситуация осложнена структурными изменениями на глобальном уровне.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru