Черный выхлоп
Черный выхлоп
Евгений Акопян Опубликована 15.09.2025 в 9:27

Дым из выхлопной трубы способен обернуться разорением: вот откуда он берётся

Чёрный дым из выхлопной трубы: эксперты FRANK AUTO и Likvi назвали причины

Выхлоп автомобиля — это не просто облако газа, исчезающее в воздухе. Его цвет может многое рассказать о здоровье двигателя. Особенно тревожный сигнал для водителя — густой чёрный дым, появляющийся из выхлопной трубы.

Как должен выглядеть нормальный выхлоп

В исправных бензиновых и дизельных моторах дым почти незаметен — он прозрачный или слегка белёсый. Это объясняется тем, что до 80% выхлопа составляют азот и кислород, а около 5% — водяной пар. Именно он на морозе создаёт густое белое облако.

Остальная часть смеси — вредные вещества. Обычно они бесцветны, но есть исключение: сажа, которая окрашивает дым в тёмный оттенок. Ещё один тревожный знак — сизый дым, свидетельствующий о попадании масла в камеру сгорания.

Откуда берётся чёрный дым

Если топливо в цилиндрах не сгорает полностью, выхлоп темнеет. Причина может крыться как в низком качестве бензина или дизеля, так и в неисправностях.

"Использование дизельного топлива низкого качества с высоким содержанием серы или других примесей часто приводит к образованию сажи", — заявил управляющий директор компании FRANK AUTO Ирина Франк.

Вторым фактором становится нарушение баланса топливовоздушной смеси.

"На бензиновых двигателях чёрный выхлоп чаще всего возникает из-за обогащения смеси — виной могут быть неисправные форсунки, лямбда-зонд или засорённый фильтр. В дизельных моторах чёрный дым появляется из-за неполного сгорания топлива, чему способствуют проблемы с форсунками, турбокомпрессором или системой подачи топлива", — отметил CEO проекта Likvi. com Александр Коротков.

Недостаток воздуха

Иногда двигатель работает в условиях, когда топлива в смеси больше, чем кислорода. На морозе это бывает даже у исправных машин, но дым быстро светлеет по мере прогрева. Если этого не происходит, нужно проверять:

  • воздушный фильтр,
  • турбину,
  • датчик расхода воздуха,
  • лямбда-зонд или датчик положения дроссельной заслонки.

Что делать: заменить фильтр можно своими силами, а диагностику датчиков и турбины лучше доверить сервису.

Сбои в топливной системе

В старых карбюраторных моторах проблему вызывает залипший клапан. В современных инжекторных — грязные форсунки, неисправный насос или сбой в настройке угла опережения впрыска.

Что делать: сначала стоит попробовать промывку присадками, но чаще всего требуется ремонт или замена деталей.

Электрика и свечи

Неправильно работающие свечи зажигания или катушки приводят к неполному сгоранию топлива. В дизельных моторах к этому добавляются проблемы со свечами накала.

Что делать: проверить состояние деталей и при необходимости заменить их.

Низкая компрессия

В дизельных двигателях чёрный дым может быть следствием низкой компрессии. Причина — износ поршневых колец или неправильная регулировка клапанов.

Что делать: замер компрессии выполняют только в сервисе. Если показатели низкие, мотор чистят и промывают, а в тяжёлых случаях проводят капитальный ремонт.

Выхлопная система

Со временем катализатор и сажевые фильтры забиваются нагаром, мешая выходу газов.

"На дизельных автомобилях система автоматически может включать прожиг сажевого фильтра. В этот момент дымность повышается, но затем выхлоп светлеет", — заявил генеральный директор автосервиса ООО "Техцентр Кореана" Александр Большаков.

Что делать: катализатор и фильтры необходимо диагностировать и при необходимости менять или промывать. Удаление этих деталей хоть и избавляет от хлопот, но снижает экологический класс авто и требует перепрограммирования бортового компьютера.

Можно ли избежать проблемы

Регулярная диагностика двигателя и топливной системы значительно снижает риск появления чёрного дыма.

"Важно не забывать о проведении планового технического обслуживания, включая проверки на наличие утечек и состояния всех систем согласно рекомендациям производителя", — отметил управляющий директор FRANK AUTO Ирина Франк.

Эксперты советуют:

  • менять воздушный фильтр хотя бы раз в год,
  • следить за состоянием свечей и катушек,
  • контролировать расход топлива,
  • заправляться только качественным топливом на проверенных АЗС.

Так можно не только сохранить двигатель, но и избежать дорогостоящего ремонта.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »