
Роботы с дипломами: Как ИИ меняет профессию и рабочие места в России
В эпоху стремительного развития технологий искусственный интеллект все более активно проникает в различные сферы человеческой деятельности. Он заменяет людей в рутинных профессиях, таких как кассиры и кондукторы, а в некоторых случаях и в более сложных областях, например, в медицинской диагностике или кредитном скоринге. Ньюсинфо обратились к Никите Николаеву, сооснователю компании "Цельс", который рассказал, как должна развиваться система образования в России, чтобы подготовить специалистов, способных работать в мире, где искусственный интеллект и автоматизация становятся неотъемлемой частью трудовой жизни.
Какие профессии, на ваш взгляд, останутся за человеком, даже при самом высоком уровне развития искусственного интеллекта? Почему?
Николаев уверен, что профессии в креативных индустриях, такие как IT-разработка и дизайн, не под угрозой, даже при высоком уровне развития искусственного интеллекта. Он объяснил, что хотя ИИ может выполнять многие задачи, связанные с рутинной работой, он не способен заменить такие качества, как бизнес-интуиция и чуткость, которые необходимы в управлении и менеджменте. "ИИ анализирует общедоступные данные, а здесь есть такое понятие в управлении все равно, как бизнес- интуиция и чутье. Собственно говоря, в бизнес-историях ИИ очень слабо на текущий момент разбирается и дает лишь общие рекомендации", — отметил он. В связи с этим, по его мнению, такие профессии, как управление и менеджмент, не под угрозой.
Кроме того, Никита подчеркнул, что ИИ не только заменяет профессии, но и открывает новые. Он привел пример медицины, где появились новые роли, такие как медицинские консультанты по внедрению ИИ и специалисты по оценке искусственного интеллекта в здравоохранении. По его словам, "целиком профессии не исчезают, они трансформируются", что является характерным для всех этапов промышленных революций. Он напомнил о профессии глашатая, которая исчезла с появлением радиотелефона, но трансформировалась в новые роли, такие как телерадиоведущие.
Как вы думаете, в каком направлении должна развиваться система образования в России, чтобы готовить будущих специалистов для рынка труда, на который влияют ИИ и автоматизация?
Никита Николаев подчеркнул, что одной из главных проблем российской системы образования является отсутствие реальной практики для студентов. По его мнению, необходимо изменить подход, переходя от формальной практики к реальной, где студенты смогут не только получать дипломы, но и реально развивать свои навыки. Он отметил, что студенты делятся на две категории: одни, для которых главное — получить диплом и закончить учебу, не стремясь к развитию, и другие, более активные, которые уже на последних курсах могут получать рыночную зарплату, обладая необходимыми навыками. Никита отметил, что система образования должна быть выстроена таким образом, чтобы предоставлять разные уровни задач и реальную практику от работодателей.
По его словам, вместо формального подхода, где студентов оценивают по количеству дипломов, необходимо ориентироваться на качество подготовки, чтобы люди действительно могли что-то делать. Он добавил, что в этом вопросе большую роль могут сыграть профильные кафедры и стратегические партнеры вузов. Также, по его мнению, стоит создать "витрину" компаний, работающих в сфере ИИ, которые могли бы предоставлять студентам практики по запросам, как платные, так и бесплатные. В заключение, Никита отметил, что важно двигаться в сторону развития практических навыков, а не только количественного увеличения числа выпускников.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru