
Секретные инструменты древних тату-мастеров: ничего не осталось — и это не случайно
Когда археологи раскрыли тайны пазырыкских захоронений, никто не мог предположить, насколько глубоко в прошлое уходит искусство татуировки. Новейшие технологии показали: древние мастера владели техникой, которая и сегодня вызывает восхищение.
Линии, пережившие века
На мумифицированном теле женщины, жившей около 2300 лет назад, удалось обнаружить удивительные татуировки — изображения фантастических животных, сцены борьбы и символов, значение которых до конца не раскрыто. Самое поразительное: рисунки были нанесены с филигранной точностью и явно в несколько этапов.
"Во многих культурах мира для нанесения татуировок традиционно использовались пучки шипов и колючек растений", — заявил соавтор исследования из Теннесси археолог Аарон Деттер-Вулф.
Он поясняет, что мастера могли использовать многозубчатые инструменты, собранные из биоразлагаемых материалов, например, шипов или костей, связанных сухожилием. Возможно, именно поэтому до нас не дошло ни одного такого предмета.
Цифровая археология в действии
Татуировки были обнаружены не сразу. Едва заметные следы на коже оставались невидимыми до начала 2000-х, когда учёные начали использовать инфракрасную съёмку. А сегодня, благодаря цифровой фотографии в ближнем ИК-диапазоне с субмиллиметровым разрешением, удалось рассмотреть ещё больше деталей.
Исследуемая женщина, умершая в возрасте около 50 лет, имела татуировки на обеих руках и предплечьях. Особенно выделяется изображение на правом предплечье: сцена схватки животных, исполненная тонкими, равномерными линиями. Это самая детализированная татуировка на её теле — и, по мнению учёных, она могла потребовать нескольких сеансов и смены инструментов.
Кто создавал татуировки?
Не исключено, что татуировки выполнялись разными мастерами с различным уровнем навыков. Однако вполне вероятно, что один и тот же художник возвращался к работе на протяжении долгого времени, используя разные техники. Пока археологи не могут с уверенностью сказать, где проходил процесс татуирования — в мастерской, на стоянках кочевников или в рамках погребальных ритуалов.
"К сожалению, мы пока не можем ответить на вопрос, делались ли татуировки в стационарной мастерской, на ходу или, возможно, даже в рамках сезонных погребальных обрядов", — говорит Деттер-Вулф.
Искусство и смерть: что говорят надрезы
Есть и ещё одна загадка. Некоторые татуировки на теле были намеренно срезаны во время бальзамирования. Это может говорить о том, что пазырыкцы не считали татуировки значимыми в загробной жизни. Или наоборот — прорезание могло быть частью ритуала, символом перехода в иной мир.
У исследуемой женщины, например, прорезаны были только татуировки на предплечье, а на кистях — остались нетронутыми. Это может указывать на особое значение тех или иных участков тела в обрядах, связанных с похоронами.
Образы, ставшие культурной памятью
Пазырыкская культура, существовавшая в VI-II веках до н. э. на территории Сибири, оставила после себя богатое наследие. Ледяные курганы, где знатных людей хоронили в условиях вечной мерзлоты, позволили сохранить не только тела, но и уникальные образцы искусства татуировки.
"В конечном счёте, эти методы позволяют сделать татуировки отпечатками не только жизни отдельных людей, но и культурных верований, — и позволяют нам рассматривать древние татуировки как особые моменты творческой практики", - заявил не принимавший участия в исследовании историк искусства Мэтт Лоддер из Эссекского университета
Исследование продолжает менять наше понимание древнего искусства. Но даже сегодня, через тысячелетия, татуировки продолжают говорить с нами — языком образов, символов и тайных знаков.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru