
Одел пуанты спустя годы — и перестал бояться завтрашнего дня: что произошло на занятии по балету
Мы переписывались в группе, сбрасывая в чат всё, что тревожило: кто-то жаловался на бесполезные собеседования, кто-то — на очередного бойфренда, ушедшего без объяснений, кто-то — просто на беспросветную тревогу, ставшую фоновым шумом 2018 года. Именно тогда Хан сбросила ссылку на балетный класс. Мы засмеялись. Все мы когда-то танцевали в университете и даже умудрялись воссоздавать запомнившиеся связки, встречаясь по большим праздникам.
"Пойдём на этот класс, будет смешно", — написала Хан. Почти все отказались: работа, семья, усталость. А я — не удержался. Только что бросил спортзал, соскучился по старым временам, а ещё был просто в отчаянии.
Балет как психологическая терапия
Через несколько дней мы стояли у входа в Joffrey Ballet School в Манхэттене. Хан аккуратно закручивала волосы в пучок, а я натягивал на себя танцевальный пояс, который не надеялся больше увидеть. Её пуанты были новыми, розовыми, а мои — истёртые, когда-то белые, теперь цвета прошлого.
Всё вокруг сжимало: обувь, шорты, мысли. Я тогда ощущал, что застрял в вакууме. Собеседования, на которые не отвечают. Тексты, которые никто не читает. Мужчины, исчезающие без следа. Молчание на письма и попытки связаться. Даже ошибки я принимал как кару: что-то сделал не так, вот и наказан. Хан предложила балет как способ взять паузу: "Нам просто нужно хоть час, где можно облажаться — и это нормально".
И правда, в балетном классе можно. Можно дрожать, сбиваться, ошибаться. Главное — быть здесь, в моменте. Всё остальное стирается: ни тревог, ни неопределённости, ни вопросов без ответов.
Возвращение в танец: боль и освобождение
Студия оказалась больше любой квартиры, в которой я жил. Зеркала от пола до потолка, высокие окна, свет. Мы с Хан встали рядом у балетного станка. Постепенно подходили и другие — в основном люди за двадцать. Кто-то пришёл с поролоновыми валиками (это явно профи!), и я тут же начал переживать: а вдруг они увидят мою низкую арабеску, мои "болеющие" ступни?
"Мы больше не дети, Матт. Мы взрослые", — прошептала Хан. — "Забей".
С началом занятия тревоги растворились. Учитель задавал упражнения, пианист наполнил зал мелодией Форе. Я держался за станок, делал плие, поднимался на полупальцы, склонялся вперёд. Чем свободнее двигалось тело, тем меньше оставалось от тревожной мысли: "Что они скажут? А он напишет? А меня пригласят на второе интервью?"
Пока тело двигалось — разум отдыхал. И это, понял я, был главный подарок танца.
Почему взрослые возвращаются к балету?
Удивительно, но почти никто в классе не был абсолютным новичком. Кто-то занимался в детстве, кто-то — в юности. Все пришли за тем же: почувствовать себя собой, вспомнить что-то тёплое или, наоборот, попробовать то, на что не решились раньше.
Многие находят спасение в хобби: кто-то — в теннисе или вязании, кто-то — в беге. Для меня это всегда был балет. В университете я совмещал учёбу, танцы, газету и стажировки. И при этом именно уроки танцев были островком стабильности. Танец дисциплинировал и одновременно давал свободу. Ведь у каждого упражнения есть структура, логика, шаги. Если сделал ошибку — исправь. Всё просто. Даже если звучит: "Расслабь плечи", "Устойчивость в опорной ноге", "Найди свой центр" — всё это применимо и к жизни.
Вторая попытка, новые открытия
Через несколько недель после первого класса я вернулся. Хан не смогла, но я пошёл один. Класс был в разы больше — более 30 человек, 12 валиков, и он.
Юноша, похожий на персонажа из романов Викторианской эпохи: рубашка в стиле Ромео, обтягивающие зелёные трико, грация и лёгкость. Казался идеальным — и, наверное, был. Я снова начал сравнивать. Но уже к середине занятия понял: мне важно не он, а мои ощущения. К финалу мы даже почувствовали некое единство — два мужчины в женском пространстве, поддержка без слов.
В раздевалке мы разговорились. Он бросил профессиональный балет ради математики, теперь возвращался. "Я совсем не в форме", — признался он. Я усмехнулся: "Ты отлично выглядишь". — "Ты тоже. Я бы не подумал, что ты начал недавно". Мы оба — свои же худшие критики.
Каждому своё плие
С тех пор я стал ходить на балет регулярно. Включаю телефон — только чтобы поставить напоминание. Один час — только я, станок, музыка и собственное тело. И этого достаточно. Даже когда жизнь за пределами студии сложна, в балете всё можно исправить. Можно улучшить позу. Попробовать снова. Дышать. Потеть. Держаться центра.
Каждому нужен свой балет. Это может быть прогулка, вязание, игра в баскетбол или чашка чая с другом. Что угодно, что возвращает к себе.
Я снова написал Хан — пригласил на следующий класс. Она не смогла, но одолжила мне валик. Я был рад: снаружи я начинал разбираться с жизнью, а внутри — с мышечными зажимами.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru