Lada
Lada
Александр Михайлов Опубликована сегодня в 14:08

Автопром буксует, как в болоте: Россия влетает в яму без тормозов

Производство автомобилей в России снизилось на 22% — ЦСР

Автомобильная отрасль России столкнулась с серьезным кризисом: по итогам января-октября 2025 года именно автопром стал худшей промышленной сферой страны. Аналитики считают, что это не временный спад, а глубокая структурная проблема, способная стать сигналом для всей экономики. Об этом сообщает Центр стратегических разработок (ЦСР).

Промышленный спад и его масштабы

Согласно данным ЦСР, в январе-октябре производство автомобилей в России сократилось на 22,2% в годовом выражении, а в октябре падение достигло 38,4%. Это худший показатель среди всех промышленных отраслей. Причинами называют совокупность факторов — от дорогих кредитов и низкой платежеспособности населения до ограниченной конкурентоспособности отечественных марок.

"Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6% за десять месяцев 2025 года, а продажи упали на 17,8% за 11 месяцев. Продажи Lada, занимающей 25% рынка, сократились на четверть. Объем выдачи автокредитов упал на 28,5% в годовом выражении из-за продолжительного нахождения ключевой ставки на уровне 21%", — говорится в сообщении ЦСР.

Эксперты отмечают, что проблемы легкового сегмента перетекают и в смежные направления — грузовой транспорт и спецтехнику. Снижение деловой активности приводит к сокращению спроса на коммерческие автомобили и технику для предприятий, что усиливает общий спад. Подробнее о состоянии промышленного сектора можно узнать в материале о производстве автомобилей в России .

Политика локализации и новые барьеры

Одним из инструментов поддержки отрасли остаются протекционистские меры, однако аналитики предупреждают: они не дают нужного эффекта. Особенно спорными специалисты называют новые требования к локализации автомобилей в сегменте такси.

"Новые требования к локализации автомобилей такси, вступающие в большинстве регионов в силу с 1 марта 2026 года, могут привести к массовому сокращению игроков в отрасли такси, удорожанию себестоимости перевозок и тарифов для пассажиров. При этом спрос, вероятно, будет направлен на китайские авто, которые при сопоставимой цене предлагают более высокий уровень оснащения", — пояснили аналитики.

Таким образом, политика стимулирования внутреннего производства в отдельных случаях приводит к обратному результату — росту издержек и снижению доступности услуг. Это, в свою очередь, может спровоцировать перераспределение спроса в пользу зарубежных брендов, укрепив их позиции на российском рынке.

Структурные ограничения и инвестиционные риски

ЦСР подчеркивает, что кризис в автопроме имеет системный характер. Для модернизации производства нужны масштабные инвестиции, но действующие экономические условия делают их практически невозможными. Высокие процентные ставки сдерживают развитие, а рентабельность предприятий остается на минимальном уровне.

"Кризис автопрома создает риски не только для занятости в городах, ориентированных на автопром (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород), но и для тысяч смежных предприятий, что может привести к росту нагрузки на бюджеты всех уровней", — отметили в ЦСР.

Эксперты предупреждают, что без комплексных мер — снижения ставок, целевой поддержки и стимулирования инноваций — отрасль может надолго остаться в состоянии технологической стагнации.

"Его роль может необратимо сократиться до уровня технологически отсталой и зависимой от импорта сборки", — резюмировали в ЦСР.

Перспективы и шаги предприятий

Уже в 2025 году последствия кризиса ощутили крупнейшие автозаводы страны. Летом ГАЗ и КАМАЗ перешли на четырехдневную рабочую неделю, а в сентябре аналогичный шаг сделал и АвтоВАЗ. Первоначально планировалось, что сокращенный режим продлится полгода, однако компания намерена вернуться к пятидневке с января 2026 года.

Такие меры позволяют предприятиям удержать персонал и снизить издержки, но не решают корневых проблем — недостатка инвестиций, падения спроса и высокой стоимости заимствований. Аналитики отмечают, что рынок авто может упасть до 1,2 млн машин в 2026 году, что подтверждает тенденцию затяжного снижения активности.

Российский автопром оказался в ситуации, когда прежние механизмы поддержки перестали работать. Без системных реформ, направленных на восстановление доверия инвесторов и стимулирование кредитной активности, отрасль рискует надолго застрять в кризисе, влияющем на всю промышленную цепочку — от поставщиков компонентов до транспортных компаний.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Отказ ехать в ГИБДД и спешка при продаже авто считаются тревожными признаками — АиФ сегодня в 4:09
Эти фразы продавца должны насторожить сразу: машину лучше не покупать

На вторичном рынке автомобиля слова продавца могут сказать больше, чем внешний вид машины. Какие фразы должны насторожить покупателя и как избежать ошибок при покупке.

Читать полностью »
Цвет автомобиля связан с уровнем интеллекта водителей — Scrap Car Comparison сегодня в 2:27
Цвет машины может выдать IQ владельца — и это не шутка, а статистика

Даже цвет автомобиля может рассказать о характере владельца — и, как утверждают исследователи, о его интеллекте. Но стоит ли доверять подобным выводам?

Читать полностью »
Прикосновение к галогенной лампе руками приводит к перегреву — автоэксперт сегодня в 0:34
Почему одна и та же лампа у соседа служит годами, а у вас — пару месяцев? Ответ шокирует

Почему замена галогенных ламп в фарах требует особой аккуратности, чем опасны прикосновения руками и как продлить срок службы оптики автомобиля.

Читать полностью »
Дорожные реагенты зимой ускоряют коррозию кузова автомобиля — naavtotrasse.ru вчера в 22:59
Эта зимняя грязь опаснее снега и льда: автомобилисты недооценивают риск

Зимние реагенты незаметно разрушают кузов автомобиля. Простые меры ухода помогут защитить лак, днище и салон от коррозии.

Читать полностью »
Электромобили оказались в шесть раз эффективнее ДВС — физик Кюкенс вчера в 20:14
Электромобили мстят бензиновым: физика показала, кто сильнее на дороге

Европа готовится решить судьбу автомобилей с ДВС: немецкий физик объяснил, почему электромобили в шесть раз эффективнее, чем машины на бензине или синтетическом топливе.

Читать полностью »
Ошибка в документах при ДТП ведёт к иску от страховой — автоюрист вчера в 18:49
Не оформил уведомление за 5 дней — готовься к суду: как сроки превращают пострадавшего в ответчика

"За рулём" перечислил 5 случаев, когда страховая пойдёт в суд после ДТП: опьянение или побег, искажения в документах, срыв сроков, нарушение условий договора и иск от чужой страховой.

Читать полностью »
Индикатор Check Engine сигнализирует о сбоях в работе двигателя — автомеханики вчера в 16:12
Check Engine может загореться из-за мелочи: простой случай, о котором не все знают

Индикатор Check Engine может загореться из-за мелочи или серьезной поломки. Разбираемся, что означает сигнал, когда можно ехать дальше и как временно сбросить ошибку.

Читать полностью »
Водородные технологии заменят дизель в тяжёлых грузовиках — инженеры вчера в 14:25
Когда вода и топливо становятся союзниками: дизель готов к перерождению

Новая эмульсия на основе дизеля и воды может вернуть дизельные двигатели в число экологичных решений. Исследования показывают реальные преимущества.

Читать полностью »