Арктика
Арктика
Елена Гаврилова Опубликована сегодня в 13:48

Арктика требует нового хозяина: власть создает корпорацию, которая возьмёт Север под полный контроль

Губернатор Чибис заявил о необходимости отдельной корпорации для развития Арктики

Создание отдельной инвестиционной структуры для Арктики вновь оказалось в центре обсуждения после заявления губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Идея возникла на фоне масштабных проектов в регионе и растущего риска снижения грузопотока по Северному морскому пути в перспективе. Об этом сообщил РБК.

Зачем Арктике нужен свой оператор

По словам губернатора, развитие арктических территорий требует иной модели привлечения инвестиций, чем та, что работает на других макрорегиональных направлениях. Он отметил, что ключевые проекты в Заполярье имеют длительный цикл и не могут эффективно реализовываться без устойчивых финансовых инструментов. Поэтому предлагается создать специализированную корпорацию, которая будет выпускать долгосрочные облигации под гарантии государства и финансировать инфраструктуру, необходимую стране.

Среди возможных форматов рассматриваются дочерняя структура ВЭБа, участие "Росатома" или создание совместного оператора. В качестве альтернативы называется уже существующая Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, однако, по оценке региона, её ресурса может быть недостаточно для выполнения задач, связанных с масштабом планируемых инвестиций.

Длинные деньги в обмен на устойчивость проектов

Губернатор подчёркивает, что рассчитывать на активность частного капитала без госгарантий сложно. Крупный бизнес заинтересован в проектах добычи, логистики и переработки, но риски, связанные с климатическими условиями и высокой себестоимостью работ в Арктике, остаются существенными. В этой логике внешние и отечественные инвесторы смогут участвовать в программе только при наличии надёжного финансового механизма и понятных правил распределения ответственности.

Идея выпуска целевых арктических облигаций обсуждается уже несколько лет, но именно сейчас, когда проекты Севморпути достигли рекордных объёмов перевозок, вопрос стал особенно актуален. Рост ожидается до 2035 года, а затем возможен спад, если не расширять ресурсную базу и не формировать долгосрочный спрос на транспортный коридор.

Арктика как комплексный проект

Президент России поддержал предложение Чибиса развивать Арктику и Трансарктический транспортный коридор как единую систему. Сейчас в макрорегионе реализуются проекты суммарной стоимостью около 35 триллионов рублей. Они включают освоение месторождений, строительство портов, модернизацию ледокольного флота и новые логистические цепочки. По оценке региона, именно объединение этих направлений внутри отдельной корпорации позволит выстроить устойчивую модель управления, необходимую для долгосрочного планирования.

Власти Мурманской области ожидают, что принятие решения откроет возможность перейти от разрозненных инициатив к системной работе по развитию Севморпути и прилегающих территорий. Это должно обеспечить не только сохранение грузопотока после 2035 года, но и выход на более высокие показатели транспортной доступности и экономической отдачи от арктических проектов.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Петербург повысит плату за техосмотр в 2026 году примерно на 9,5% 21.11.2025 в 20:38
Чек за техосмотр растёт как на дрожжах: что ждёт водителей в Петербурге в 2026 году

Петербург заранее готовится к пересмотру стоимости техосмотра: документ Смольного показывает, что в 2026 году тарифы изменятся для всех категорий транспорта.

Читать полностью »
В Калининграде начали расследование гибели двух младенцев в роддоме 20.11.2025 в 23:44
Калининградский роддом оказался в эпицентре драмы: там работают следователи и начато расследование

В Калининграде расследуют гибель двух младенцев, после которой женщина лишилась возможности иметь детей. Следствие проверяет работу врачей сразу двух роддомов.

Читать полностью »
Спикер Матвиенко: Форум 20.11.2025 в 16:11
Мода, которая стирает границы: модная площадка в Петербурге выросла в международный центр влияния

Форум «Содружество моды» собрал в Петербурге рекордное число участников и вышел за пределы СНГ, превратившись в площадку, где культура и экономика встречаются в одном пространстве.

Читать полностью »
В Вологодской области создают роботов для кормления телят и наблюдения за ними 20.11.2025 в 9:36
Роботы выходят в стойло: вологодские машины учатся кормить телят и патрулировать поля

Вологодские инженеры создают роботов, которые заменят рутинную работу на фермах и помогут агрономам контролировать сотни гектаров без лишних усилий.

Читать полностью »
В Санкт-Петербурге создают новую инфраструктуру для авиации и космоса 19.11.2025 в 21:39
Прорыв в бортовых технологиях: ГУАП разработает сеть передачи данных для движущихся объектов по всей РФ

ГУАП представил два стратегических проекта, которые могут изменить работу беспилотников и систем связи в России, сократив путь от разработки до серии.

Читать полностью »
В Петербурге скорректировали период тишины для религиозных обрядов 19.11.2025 в 17:41
С 8 до 12 — время громких молитв: в Петербурге меняют правила тишины по праздникам и выходным

В Петербурге предлагают разрешить колокольный звон и другие религиозные действия утром по выходным и праздникам, устраняя правовую коллизию в действующем законе о тишине.

Читать полностью »
Дед Мороз зажег первую елку в своей резиденции под Великим Устюгом 19.11.2025 в 2:28
Дед Мороз начал Новый год с волшебства: как теперь зажигают первую ёлку с помощью ИИ

В день своего официального рождения Дед Мороз зажег первую в России новогоднюю елку в Великом Устюге, а затем отправился в путешествие по стране, передавая волшебство праздника.

Читать полностью »
В Калининграде изменятся ставки транспортного налога — что нужно знать автовладельцам 19.11.2025 в 1:36
Вождение по новым правилам: Калининград ждут новые налоги на дороге

В Калининградской области с 2026 года увеличится транспортный налог для некоторых категорий автомобилей. Владельцы машин мощностью до 150 л.с. заплатят на 625 рублей больше.

Читать полностью »