Ирина Гусакова Опубликована 19.08.2009 в 14:40

Севморпуть после таяния ледников станет главной мировой артерией

Севморпуть в последнее время развивается огромными темпами, привлекая интерес судовладельцев к арктическим трассам. Говоря о потенциале этой зоны в развитии национальной экономики, в Росморречфлоте отмечают, что дальнейшее освоение Арктики невозможно без развития транспортной схемы, в первую очередь, восстановления Северного морского пути, сообщает ИТАР-ТАСС.

Читайте также: Арктический совет обсуждает Северный морской путь

Читайте также: Россия возрождает главную судоходную магистраль в Арктике- Севморпуть

"Прогнозируемые последствия глобального потепления климата и активизация пиратских нападений на морские суда, следующие южными маршрутами... С развитием Севморпути Суэцкий и Панамский каналы могут получить серьёзного конкурента. Но для этого необходимо создать сеть базовых портов на протяжении всего северного пути", - сказал глава Росморречфлота Александр Давыденко. Такое мнение он высказал сегодня на проходящей в Анадыре международной Арктической научно-практической конференции.

Читайте также: Арктический совет - "основной инструмент сотрудничества на Севере"

Читайте также: Ледоколы покидают Мурманское пароходство

Сегодня участники форума обсудили также вопросы поиска и спасения людей. Делегатам конференции были продемонстрированы возможности пожарной и спасательной техники, плавсредств МЧС России.
В четверг состоится заключительная встреча участников конференции, на которой будут подведены ее итоги и представлены новые решения по предупреждению и ликвидации ЧС в Арктике.

Стоит напомнить все выгоды Севморпути. Начнем хотя бы с того, что это кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана и морям Тихого океана, начинается он в Мурманске и заканчивается во Владивостоке. Не случайно все, что связано с Северным морским путем, является важнейшей частью национальной политики России в области транспорта. Основные пользователи Северного морского пути в России сегодня - «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия и Чукотка. Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к Северному морскому пути определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль. Однако пока западные судовладельцы сомневаются, что при плавании по Северному морскому пути они будут иметь надежное ледокольное и информационное обеспечение.

В начале 60-х годов с потеплением советско-американских отношений в Советском секторе Арктики стали появляться ледоколы Береговой охраны США, якобы для научных исследований. Несколько позже началась подготовка к проводке по трассе транзитом иностранных судов. К этому времени в Советском Союзе был построен мощный по тому времени ледокольный флот. В дальнейшем по политическим мотивам, связанным с ближневосточным кризисом, подготовку Северного морского пути для международного мореплавания свернули.

Официальный представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатурай заявлял ранее, что "этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников". Но, по мнению известного полярника и депутата Госдумы Чилингарова, у НАТО нет технических возможностей для усиления своего военного присутствия в Арктике. Только наша страна обладает уникальной техникой, способной решать задачи в экстремальных арктических условиях, ничто не может сравниться с нашим ледокольным флотом по мобильности и эффективности, заявил некоторое время назад Чилингаров, комментируя сообщения о том, что Арктический регион является стратегически важным для НАТО. Стоит напомнить, что в России завершается разработка самолета Ил-114. В конце года начнутся испытания, связанные с посадкой самолета на лед. Также стало известно, что принято решение о строительстве на Шпицбергене крупной научной российской обсерватории. По предварительным данным, на этой станции будут работать как минимум 50 российских ученых. А это значит, что развитие Севморпути в процессе, а это в свою очередь привлекает иностранные суда и инвестиции.

Севморпуть проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Он ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по этому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км). Севморпуть обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Ленинском районе возбудили дело за пятимесячную невыплату — Крымская газета вчера в 13:11
Пять месяцев без зарплаты — и тишина: дело на востоке Крыма обернулось уголовным ударом по работодателю

Работница из Ленинского района добилась выплаты крупной задолженности, а её неофициальный статус не спас работодателя от уголовного дела.

Читать полностью »
Крым рассматривает использование очищенных стоков для полива — эксперт Николенко вчера в 13:08
Стоки, которые могут кормить поля: почему Крым упускает самый очевидный водный ресурс

Эксперты ищут альтернативы опреснению в Крыму, обсуждая скрытые водные резервы и законодательные барьеры, мешающие использовать новые технологии.

Читать полностью »
Зарплаты рабочих специалистов в крае растут темпами выше инфляции вчера в 12:43
Кадровый голод накрывает Кубань: вакансии пустеют быстрее, чем приходят резюме

Кадровый голод в Краснодарском крае усиливается: дефицит чувствуется в медицине, рознице и рабочих специальностях, а рост зарплат замедляется.

Читать полностью »
Суд отклонил иск о запрете обсуждать доходы местной чиновницы — Kub Mash вчера в 12:31
Доходы, которые нельзя называть: как попытка скрыть зарплату довела чиновницу до суда

В Апшеронском районе спор о праве обсуждать зарплату чиновницы дошёл до суда, но попытка признать эти сведения тайной привела к обратному результату.

Читать полностью »
Урожай зерна в Краснодарском крае снизился на 20% из-за засухи вчера в 12:28
Засуха сжимает землю, а небо молчит: почему Краснодарский край всё ещё боится вызывать дождь искусственно

Южные регионы ищут способы справиться с последствиями засухи, но Краснодарский край пока избегает искусственного вызова осадков, наблюдая за опытом соседей.

Читать полностью »
В горах края ожидается дождь, мокрый снег и снег с гололёдом — синоптик Вильфанд вчера в 12:21
Юг России под ударом стихии: дожди, мокрый снег и ветер переписывают прогнозы синоптиков

Юг России готовится к резкому похолоданию: синоптики предупреждают о ночных минусах, осадках и сильном ветре, который изменит привычный ритм региона.

Читать полностью »
У 15 несовершеннолетних в Омске диагностировали туберкулез — Минздрав вчера в 9:46
Легкие под прицелом: почему 96% случаев туберкулеза в Омской области — бомба замедленного действия

В Омской области за 11 месяцев выявили 536 случаев туберкулеза. Заболеваемость снижается, но тяжелые формы часто связаны с ВИЧ и отказом от лечения.

Читать полностью »
Тарифы на холодную воду в Тюмени вырастут на 32 процента — водоканал вчера в 9:13
Водоканал решил не мелочиться: тюменцы будут платить за воду на 32% больше

В Тюмени в 2026 году тарифы ЖКХ повысят дважды — в январе и октябре. Холодная вода может прибавить более 30% за раз.

Читать полностью »