
Продажи авто с пробегом резко меняются — миллионы машин под угрозой исчезновения
Рынок подержанных автомобилей в России оказался на пороге ощутимого спада. Прогнозы экспертов не внушают оптимизма: многие участники автомобильной отрасли уверены, что в 2025 году продажи легковых автомобилей с пробегом могут серьёзно просесть.
Почему рынок идёт вниз
По результатам недавнего опроса, проведённого аналитическим агентством "Автостат" среди профильных экспертов, средний прогноз по снижению объёма продаж на вторичном рынке составляет более 10%. Опрос охватил мнения специалистов, ориентирующихся как на макроэкономические факторы, так и на поведение покупателей.
Директор агентства Сергей Целиков озвучил данные, которые показывают разнородность оценок, но общая тенденция сохраняется: большинство респондентов не ждут роста.
Цифры говорят громче слов
— 30% экспертов полагают, что в текущем году в России будет продано от 5 до 5,5 миллионов подержанных легковых автомобилей. Это падение на 9-17% по сравнению с прошлым годом.
— 28% участников опроса ожидают объёма в пределах 5,5-6 миллионов, что тоже указывает на снижение — хоть и не столь драматичное, от 0 до 9%.
— Интересно, что 25% респондентов дают наиболее пессимистичный прогноз: по их мнению, рынок не поднимется выше 5 миллионов проданных автомобилей.
— И лишь 8% — оптимисты, рассчитывающие, что рынок не просто удержится, а вырастет и превысит 6 миллионов единиц.
Для справки: в 2024 году было реализовано 6,03 миллиона автомобилей с пробегом.
Что влияет на спад
Эксперты называют сразу несколько причин, по которым рынок может не удержаться на прошлогоднем уровне:
-
дефицит качественных автомобилей. После резкого скачка спроса в предыдущие годы, предложение на вторичном рынке стало скуднее — особенно в сегменте "свежих" машин возрастом до 5 лет.
-
рост цен. Подорожание автомобилей, включая подержанные, оттолкнуло часть потенциальных покупателей.
-
финансовая нестабильность. Уровень потребительской уверенности остаётся низким, а программы автокредитования — менее доступными, чем в докризисные годы.
-
конкуренция со стороны новых автомобилей. Некоторые китайские бренды продолжают наращивать присутствие в бюджетном сегменте, оттягивая внимание покупателей.
Не только Россия
Важно отметить, что подобные тренды — не исключительно российское явление. Во многих странах в последние годы наблюдается снижение активности на вторичном рынке. Например, в Германии объём сделок с подержанными автомобилями также начал сокращаться после пандемийного всплеска.
Кроме того, эксперты отмечают глобальный переход интереса от владения автомобилем к альтернативным формам мобильности — краткосрочной аренде, подписке и каршерингу.
Есть ли повод для паники?
С одной стороны, падение на 10% — это заметный, но не катастрофический показатель. Вторичный рынок остаётся самым массовым сегментом в структуре автомобильных продаж в России. Для сравнения: продажи новых легковых автомобилей в стране в 2024 году не дотянули и до 1,1 миллиона штук, то есть в шесть раз меньше, чем подержанных.
С другой стороны, сокращение предложения, рост цен и нестабильность доходов могут надолго изменить структуру спроса. Рынок становится менее предсказуемым — и как быстро он сможет вернуться к росту, не берётся сказать ни один аналитик.
Интересный факт
На российском рынке сохраняется высокая доля автомобилей с правым рулём — в некоторых регионах, например, на Дальнем Востоке, она превышает 70%. Это также влияет на специфику вторичного рынка: при ограничениях на ввоз и регистрации таких авто спрос в отдельных сегментах может резко просесть.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru