
Подержанные авто завозят тысячами, но японские вдруг исчезают — что произошло с любимыми машинами россиян
Ещё недавно японские подержанные автомобили стабильно занимали ведущие позиции среди иномарок, попадающих в Россию. Однако май 2025 года внёс коррективы: поставки машин из Страны восходящего солнца снизились почти на 10%. Цифры приводит японское Министерство финансов, на которое ссылается ТАСС, — без уточнения точного количества ввезённых транспортных средств.
На этом фоне общий товарооборот между Россией и Японией, напротив, показал рост — за последний месяц весны он увеличился на 10%. Весьма парадоксальная динамика: автомобили занимают солидную долю во внешней торговле между двумя странами, более 18%, но именно эта категория товаров пошла на спад.
Почему это важно: машины — только часть картины
Несмотря на снижение объёмов поставок автомобилей, японский экспорт в Россию в целом вырос на 5,2%. Основные драйверы роста — сырьё, продовольствие и электронная техника. В первую очередь речь идёт о компьютерах и компонентах для них. Таким образом, Япония остаётся активным внешнеэкономическим партнёром России, пусть и с изменившимися приоритетами.
Интересный момент: в первой половине июня аналитики авторынка вновь подтвердили лидирующую роль Японии на рынке подержанных автомобилей. В мае 46% всех ввезённых в Россию "бэушек" пришлись именно на японский рынок. Однако, чтобы увидеть полную картину, стоит взглянуть шире.
Более 37 тысяч подержанных машин — и это только за май
Только за один последний месяц весны в Россию импортировали свыше 37 тысяч подержанных автомобилей. Это на 23% больше по сравнению с маем 2024 года. Помимо Японии, значительный вклад внесли Южная Корея и Китай, которые всё активнее закрепляются в структуре поставок.
На фоне ограничений и логистических сдвигов, японские машины сохраняют популярность в сегменте индивидуальных заказов и "серого" импорта. Однако усиливающаяся конкуренция и внутреннее производство заметно перераспределяют рынок.
А что с российскими автомобилями?
Неожиданно для многих, но по данным на июнь, более половины всех автомобилей, проданных в России с начала 2025 года, были произведены внутри страны. Это означает рост доверия к отечественным маркам или, возможно, адаптацию потребителей к новым реалиям — сокращению импорта и изменению привычной географии поставок.
Среди внешних поставщиков авто в Россию лидирует Китай, далее следуют Белоруссия и Германия. Япония и Казахстан также фигурируют в списке, но их доля оказалась минимальной — всего по 0,7%.
Что стоит за сокращением японских поставок?
Снижение поставок может быть связано с несколькими факторами:
-
Ужесточение таможенных процедур и сертификаций.
-
Логистические проблемы, включая рост стоимости доставки.
-
Перераспределение спроса в сторону более доступных или локализованных вариантов.
Кроме того, геополитический контекст и курсовая волатильность играют не последнюю роль — как в стратегии японских экспортеров, так и в поведении российских покупателей.
Несколько фактов напоследок
-
Японские аукционы остаются главным источником подержанных автомобилей для российских дилеров.
-
Средний возраст ввозимых машин из Японии — 5-8 лет, они известны своей надёжностью.
-
Некоторые российские регионы, особенно Дальний Восток, по-прежнему полностью ориентированы на японский автопром.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru