
Автопром Британии рухнул до минимума за 70 лет — но виноват не только кризис и не только пошлины
Апрель 2025 года оказался одним из самых неудачных месяцев в истории британского автопрома. Выпущено всего 59 203 автомобиля — результат, худший за последние 70 лет (если не считать пандемийный 2020 год). Что стало причиной такого обвала? Ответ далеко не однозначный. Об этом рассказывает BBC News.
Пошлины, Пасха и переход на электромобили
Ключевыми факторами снижения стали:
- Жесткие американские пошлины, особенно 25-процентный тариф на сталь, алюминий и автомобили;
- Сокращение рабочих дней в связи с Пасхой, которая в этом году пришлась на апрель;
- Системный переход отрасли от бензина к электричеству, требующий полной перестройки производства.
По данным Общества производителей и продавцов автомобилей (SMMT), речь идет о временных сложностях на фоне масштабной трансформации индустрии.
Последствия пошлин: уронили экспорт
Великобритания продолжает платить по полной. Например, Jaguar Land Rover вынуждена платить 27,5% пошлины за экспорт автомобилей в США. Это — огромные потери. Причем затраты двойные: сначала налог на экспорт, затем — на импорт в Штаты.
Компания не скрывает разочарования — особенно в связи с тем, что новое соглашение с США, которое должно снизить тарифы до 10% на первые 100 000 машин, пока так и не вступило в силу.
SMMT отмечает, что в апреле экспорт упал на 10,1%, а спрос на британские автомобили со стороны США и ЕС — самых крупных внешних рынков — заметно ослаб.
Не только Британия
Картина, тем не менее, не уникальна. Как заявил профессор Питер Уэллс из Кардиффского университета, сокращение производства наблюдается и в Германии, и во Франции, и в Японии.
"Это не чисто британская проблема. Но Великобритания страдает сильнее, так как у неё меньше торговых барьеров против импорта из Китая, и отсутствует последовательная политика по электромобилям", — заявил профессор.
Внутренний рынок жив, но производство страдает
На внутреннем рынке всё не так плохо. По словам генерального директора Autotrader Натана Коу, спрос на автомобили в стране остается стабильным:
"Продано больше новых и подержанных авто. Но на фоне падения экспорта общее производство всё равно идёт вниз", — заявил Коу.
Впрочем, и Autotrader ощущает последствия общей нестабильности. Несмотря на рост продаж на 5%, акции компании в четверг утром упали на 12%. Причина — предупреждение об экономических рисках.
Политическая неопределённость мешает планированию
В апреле британское правительство решило смягчить экологические нормы, снизив штрафы за превышение уровня выбросов и отложив целевые показатели продаж электромобилей. И это только усугубило ситуацию.
"Для автопроизводителей крайне важно понимать, какие правила игры будут действовать завтра", — подчёркивает профессор Уэллс.
Эти слова особенно актуальны на фоне закрытия британских заводов таких гигантов, как Honda и Ford, а также недавнего предупреждения Stellantis о возможном сворачивании производства в Великобритании.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru