коробка передач
коробка передач
Алексей Ларин Опубликована 17.10.2025 в 1:55

Зигзаг ушёл в прошлое, как кассеты и антенны: почему современные авто избавились от старых селекторов

Производители убрали зигзаг-селекторы ради экономии места в салоне

Современные автомобили претерпели заметные изменения, особенно в области салона и управления коробкой передач. Раньше большинство машин имели автоматические коробки с зигзагообразным туннелем селектора, но сегодня такой подход почти исчез. Почему это произошло, объяснил автомеханик в интервью порталу naavtotrasse.ru.

От зигзага к простоте

На старых моделях зигзагообразный селектор выполнял сразу несколько функций. Он позволял водителю управлять трансмиссией более гибко: включать пониженную передачу, выбирать различные режимы движения и даже частично контролировать коробку вручную. Такая конструкция требовала больше пространства, но одновременно предоставляла водителю дополнительные возможности контроля автомобиля.

Сейчас производители полностью отказались от массивных тоннелей в пользу более компактных решений. Современные селекторы и джойстики позволяют переключать передачи движением вперед и назад, экономя пространство и ускоряя реакцию водителя. Дополнительные функции, ранее встроенные в конструкцию селектора, переместились на кнопки рядом с рычагом или интегрированы в мультимедийную систему автомобиля.

Почему прежние решения исчезли

Главная причина перехода на упрощённые селекторы — рациональное использование пространства. В новых моделях в области селектора размещаются подстаканники, отделения для хранения и кнопки управления множеством функций. Зигзагообразный тоннель занимал бы слишком много места, ограничивая эргономику салона.

Кроме того, современная система переключения передач снижает нагрузку на водителя. Переключение вверх или вниз стало проще, быстрее и требует меньше усилий, что особенно важно в условиях городской езды. А возможности контроля за трансмиссией остались: их просто реализовали более компактно.

Преимущества современных решений

  1. Экономия места в салоне. Зигзагообразный тоннель больше не мешает установке подстаканников и ниш для хранения.

  2. Простота управления. Джойстики и кнопки позволяют быстрее и удобнее переключать передачи.

  3. Сохранение функционала. Режимы движения и управление трансмиссией доступны через компактные элементы управления или мультимедийную систему.

  4. Минимум ошибок. Новый способ переключения снижает вероятность случайного включения неправильной передачи.

  5. Эстетика и удобство. Салон выглядит современно, без громоздких элементов между передними сиденьями.

А что если вернуться к старым решениям?

Возврат к зигзагообразным тоннелям был бы скорее данью ностальгии, чем практической необходимостью. Хотя они давали дополнительный контроль, современная электроника и мультимедийные системы позволяют достигать того же уровня функционала без жертв пространства и эргономики.

Сравнение старых и современных селекторов

Характеристика Зигзаг (старые авто) Современные авто
Пространство в салоне Большой тоннель, ограниченное место Компактный, много свободного места
Переключение передач Механическое, сложное Джойстик или кнопки, проще
Дополнительные функции Встроены в тоннель В кнопках или мультимедиа
Эстетика Массивно, классически Минималистично, современно
Удобство Требует сноровки Быстро и легко

Советы шаг за шагом

  1. При выборе автомобиля обращайте внимание на способ переключения передач: джойстик удобнее для городской езды.

  2. Для активного управления трансмиссией выбирайте модели с дополнительными режимами через кнопки.

  3. Если важна эргономика салона, ориентируйтесь на современные компактные решения вместо массивных тоннелей.

FAQ

Как выбрать коробку передач для города?
Современные селекторы с джойстиком или кнопками обеспечивают быстрые и лёгкие переключения.

Сколько стоит современный джойстик-селектор?
Цена зависит от класса автомобиля и модели, но обычно входит в стандартную комплектацию.

Что удобнее — зигзаг или джойстик?
Для повседневного использования джойстик удобнее, зигзаг больше нужен для тех, кто ценит ручное управление и контроль.

Мифы и правда

Миф: старые зигзаги дают лучший контроль за машиной.
Правда: современные системы управления сохраняют все функции, но делают их доступнее и проще.

Исторический контекст

Зигзагообразные селекторы появились в автомобилях прошлого века, когда механическое управление трансмиссией было основным. С развитием электроники и мультимедиа необходимость в массивных тоннелях исчезла, что позволило улучшить эргономику и освободить место для удобств в салоне.

3 интересных факта

  1. Первые "автоматы" с зигзагом появились ещё в середине XX века.

  2. Джойстик-селектор ускоряет переключение на 0,3-0,5 секунды по сравнению с механическим тоннелем.

  3. В некоторых премиум-моделях современные селекторы полностью интегрированы в мультимедийный экран, скрывая физические рычаги.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal сегодня в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт сегодня в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews сегодня в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту сегодня в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт сегодня в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »
Телефонные звонки, ложные тревоги и метки на кузове считаются признаками подготовки авто к угону — автоспециалисты сегодня в 4:57
Машина предупреждает об угоне тонко и неожиданно — мало кто знает, на что смотреть

Угонщики редко действуют спонтанно и заранее оставляют подсказки, по которым внимательный водитель может распознать их интерес. Какие признаки должны насторожить?

Читать полностью »
Продажи BMW в России выросли на 166% — агентство Автостат сегодня в 2:13
Немцы снова на коне: продажи BMW в России растут, будто кризиса и не было

Продажи BMW в России стремительно растут: число регистраций увеличилось на 166% за ноябрь, а X3 стал самой востребованной моделью на рынке.

Читать полностью »
Водители могут не уступать пешеходам в ряде случаев — автоэксперт сегодня в 0:07
Жаль, что не знал раньше: главное слово в ПДД, которое освобождает от штрафа за пешехода

Когда водитель вправе не пропускать пешехода законно: разница между "зеброй" и светофором, что считается помехой и как избежать штрафа.

Читать полностью »