
Платишь за проезд — рискуешь жизнью: как устроена "лотерея" на трассах
Сколько стоит свобода на дороге? Пожалуй, этим вопросом задавался каждый, кто хотя бы раз выезжал на платные трассы. Обещанная в своё время "цивилизованная" альтернатива бесплатным дорогам оказалась не такой уж простой и комфортной.
Платный проезд — не всегда гарантия быстрой и беспроблемной поездки, особенно если забыть об особенностях этих магистралей.
Погоня за скоростью: где начинается опасность
Факт, который предпочитают не афишировать: на М-11 "Нева" и других платных трассах до сих пор можно встретить лихачей, разгоняющихся до 200 км/ч. Казалось бы, штрафы должны сдерживать, но действуют они пока только в окрестностях Санкт-Петербурга.
При этом официальный лимит на платных автомагистралях — 110-130 км/ч. М-11 проектировалась с расчетом на максимум 150 км/ч, и это не просто цифра в паспорте трассы. Всё, что выше, — уже рискованная лотерея, где ставка слишком высока.
На новой трассе М-12 "Восток" разрешённая скорость вообще ограничена 110 км/ч, а максимальная проектная — 120 км/ч. И если на некоторых участках внезапно появляются знаки "90", это не прихоть дорожников: дорога может резко сузиться, изменить направление или стать небезопасной из-за ремонтных работ.
Работы на трассах идут регулярно, поэтому водителям стоит быть готовыми к сужениям и временным ограничениям. Здесь нельзя полагаться на привычку "лететь" — внимание должно быть включено на максимум.
Топливо и запас хода: как не застрять посреди трассы
Парадокс: на платных дорогах с их претензией на комфорт заправок меньше, чем на обычных федеральных трассах. Например, между АЗС на М-11 или М-12 может быть более сотни километров. А в выходные — стандартная история с длиннющими очередями.
С одной стороны, современная машина при скорости около 90 км/ч способна без дозаправки дотянуть от Москвы до Питера. С другой — если разогнаться до 150-200 км/ч, расход топлива легко удваивается, а иногда и утраивается. В итоге можно оказаться на обочине не из-за поломки, а потому что бензин закончился.
И тут всплывает ещё один нюанс. Останавливаться на платной трассе запрещено, аварийная полоса часто отсутствует, а до съезда на бесплатную дорогу — километры пути.
Если риск застрять уже реален, стоит сбросить скорость и держаться правого ряда — это позволит немного снизить расход. Если же топливо на нуле, нужно звонить на номер *2323, который указан на щитах вдоль трассы. Дежурный привезёт вам пять литров бензина — именно столько положено в экстренной ситуации.
Перед стартом не забудьте заправить полный бак. И, как ни странно, иногда разумнее выбрать проверенные заправки на бесплатной трассе. Например, на М-10 всегда можно найти АЗС без очередей и заодно сделать перерыв. А северный обход Твери — не лучший выбор для тех, кто хочет избежать топливных стрессов.
Где искать туалет (и почему это важно)
Вопрос, который становится критичным именно на платных трассах. На АЗС туалеты есть, как и на зонах отдыха. Но их мало, и в праздники или выходные к ним выстраиваются очереди, которые могут тянуться до торгового зала. Особенно это касается женских туалетов — мужские обычно проще.
Не верится? Но очереди к санузлам на современных трассах уже стали почти такими же знаменитыми, как когда-то в туристических байках про Европу.
На бесплатных дорогах выбор богаче: здесь можно не только найти нормальную заправку, но и — простите за прямоту — спокойно уйти в лес. На платной дороге такой вольности нет. Так что… либо планируйте заранее, либо применяйте проверенные лайфхаки вроде ограничения жидкости в пути.
Праздники только усугубляют ситуацию. Например, на М-12 в День России все АЗС, ведущие в сторону Казани, были забиты — до пятидесяти машин в очереди! А вот на встречной стороне заправки пустовали. Проблема в том, что просто развернуться и заехать на ту сторону — невозможно. И да, та самая канистра с бензином в багажнике, про которую давно забыли, в такие моменты кажется не такой уж плохой идеей.
Как не застрять на шлагбауме: оплата и нюансы
Транспондер — вещь удобная, но есть у него и альтернативы. Если его нет, вам придётся стоять в очереди к кассе или автомату. Особенно это актуально для М-11 или М-4.
Будьте внимательны при выборе полосы для оплаты. Те, кто ошибается, потом сдают назад, создавая аварийные ситуации и мешая другим. Лучше притормозить заранее и разобраться, куда вам — к оператору, автомату или на полосу с транспондером.
Хорошая новость — на М-12 можно платить онлайн через сайт или приложение. Это экономит нервы, но нужно заранее понять, как это работает.
Платная дорога: выбор или необходимость?
Платные трассы действительно экономят время. Но за это приходится расплачиваться не только деньгами, но и нервами. Едва ли не самым большим испытанием становится однообразие пейзажа, где за сотни километров практически ничего не меняется.
Потому водители всё чаще предпочитают комбинировать платные участки с бесплатными дорогами — так они находят баланс между скоростью и удобством. И это явно говорит о том, что до идеального сервиса платным трассам пока далеко.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru