
Таксопарки исчезают один за другим — к чему готовиться пассажирам уже в 2025 году
Такси в России может стать роскошью уже через пару лет — сразу треть операторов готовится покинуть рынок. Что заставляет их закрываться, и к чему это приведёт пассажиров?
По прогнозам специалистов, к концу 2025 года из сферы таксомоторных перевозок уйдёт около 20% компаний, а к завершению 2026 года — ещё 10%. Такую оценку приводит издание "Известия", ссылаясь на мнение участников отрасли. Если предсказания оправдаются, Россия потеряет почти треть действующих таксопарков всего за два года.
Почему таксопарки массово закрываются
Одна из главных причин — невозможность своевременно обновлять автопарк. Стоимость новых автомобилей остаётся высокой, а доступ к кредитам резко ограничен: процентные ставки выросли, а условия для бизнеса стали менее привлекательными. Таксопарки, работающие через аренду или лизинг машин, столкнулись с серьёзной проблемой: специализированных лизинговых программ для такси в России просто нет.
"Сегодня рынок лизинга не предлагает решений, адаптированных под специфику таксомоторного бизнеса", — сообщил Дмитрий Виссарионов, региональный директор компании "Газпромбанк Автолизинг".
Особенно тяжело приходится новым компаниям, которые начали работать в 2021–2022 годах. У них нет накопленных финансовых резервов, а машины, как правило, уже отработали свой ресурс.
"Компании, которые работают три года и меньше, испытывают наибольшие сложности. Автопарк требует замены, но средств на это нет", — поделился Василий Баранов, руководитель таксопарка Multi taxi.
К чему это приведёт
Последствия, по мнению аналитиков, неизбежны: сокращение числа таксопарков ударит по конечному потребителю. Прежде всего — ростом цен. Чем меньше предложение — тем выше стоимость услуги. Кроме того, в отдельных регионах и городах может возникнуть острый дефицит машин, особенно в часы пик или в неблагоприятную погоду.
Эксперты также напоминают: уход небольших таксопарков означает сокращение конкуренции. Это, в свою очередь, открывает дорогу более крупным игрокам, чьи условия аренды и работы для водителей могут быть менее гибкими.
Дополнительные сложности
Не стоит забывать и о технологических и нормативных изменениях. За последние годы такси стало отраслью, требующей серьёзного IT-обеспечения, интеграции с цифровыми платформами и соответствия множеству стандартов безопасности. Это дополнительно увеличивает издержки, особенно для небольших и региональных игроков.
Многие таксопарки работают через агрегаторы, такие как "Яндекс Go" и "Ситимобил". Однако условия сотрудничества с такими сервисами ужесточаются: повышаются комиссии, вводятся новые требования к техническому состоянию машин и уровню обслуживания.
Кроме того, с января 2025 года вступили в силу новые требования по страхованию и лицензированию такси, которые могут стать критическими для части операторов.
Несколько фактов по теме
-
По данным аналитического агентства "Автостат", средний возраст автомобилей в российских таксопарках превышает 5 лет, что делает их непригодными для дальнейшей эксплуатации без существенных вложений.
-
В 2024 году количество заявок на такси в крупных городах выросло на 12% по сравнению с предыдущим годом — при этом предложение машин не увеличилось.
-
В Китае действует более 30 специальных программ лизинга для такси — в России таких программ нет даже в крупнейших банках.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru