
Эти машины вытеснили Lada из такси — но скоро новые правила всё изменят
Такси в России переживает настоящую трансформацию — меняются не только технологии и сервис, но и машины, на которых ежедневно работают сотни тысяч водителей. В неожиданном повороте событий лидер среди марок автомобилей в отечественном такси сместился: теперь на вершине рейтинга вовсе не российская Lada, а южнокорейская Kia. Почему так произошло и что это значит для отрасли?
Кто теперь король такси?
Согласно свежим данным, собранным ФГБУ "СИЦ Минтранса России" и опубликованным директором агентства "Автостат" Сергеем Целиковым, на конец января 2025 года в таксопарках по всей стране числилось 110,6 тыс. автомобилей Kia. Для сравнения: Lada, долгое время остававшаяся бессменным лидером, отстала всего на несколько тысяч единиц — 107,2 тыс. машин. Третье место досталось Hyundai — 102,6 тыс. автомобилей.
В пятёрку также вошли:
-
Volkswagen — 65,2 тыс. машин;
-
Skoda — 46,1 тыс.;
-
Renault — 44,6 тыс.
А вот Toyota, несмотря на когда-то большую популярность, замыкает шестёрку лидеров с 44,5 тыс. зарегистрированных авто. В десятку также вошли китайские бренды Chery (25,9 тыс.), Haval (22 тыс.) и Geely (17,3 тыс.).
Дополняют расширенный список Nissan (16,5 тыс.) и Chevrolet (10,9 тыс.). Примечательно, что китайские марки продолжают наращивать присутствие в сфере пассажирских перевозок — особенно заметен рост у Chery и Haval.
Почему Kia?
Успех Kia объясняется сразу несколькими факторами. Во-первых, корейский автопроизводитель предлагает машины, которые хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации: они надёжны, экономичны и относительно недороги в обслуживании. Модели вроде Kia Rio и Kia K5 давно стали фаворитами у таксопарков — за счёт доступности запчастей, неплохой шумоизоляции и комфорта как для водителя, так и для пассажира.
Во-вторых, после ухода или сокращения поставок некоторых европейских и японских брендов, Kia стала одной из немногих марок, доступных на рынке в значимых объёмах.
Весь рынок под колёсами
На фоне этого сдвига в предпочтениях таксистов статистика всего сегмента тоже впечатляет. По данным на октябрь 2024 года, в реестре такси в России числилось более 620 тыс. легковых автомобилей. Причём около 200 тыс. из них зарегистрированы в Москве и Московской области — это треть от общего числа. Для мегаполиса с интенсивным трафиком это неудивительно, ведь спрос на такси в столице стабильно высок.
Новый закон — новые вызовы
Однако радужные цифры могут вскоре смениться тревогой. Всё дело в новом законе о локализации автомобилей, используемых в такси. В апреле 2025 года аналитический центр при правительстве опубликовал исследование, согласно которому отрасль может лишиться до половины водителей. Причина — требование использовать только локализованные (то есть произведённые на территории России или с высоким уровнем локализации) автомобили.
По мнению основателя таксопарка Stax Стаса Еговцева, это может повлечь за собой кратковременные ценовые колебания на рынке услуг такси. Но в долгосрочной перспективе, уверен он, цены на поездки стабилизируются, а отрасль адаптируется к новым условиям.
Китайский автопром на подъёме
Интересно отметить, как за последние годы изменился ландшафт поставщиков автомобилей в Россию. С уходом привычных брендов рынок активно заполняют китайские производители. По данным аналитиков, в 2024–2025 годах спрос на Chery, Geely и Haval в такси вырос в разы. Эти бренды предлагают относительно дешёвые, но вполне конкурентоспособные автомобили, которые успели зарекомендовать себя на фоне санкционного давления и ограниченного импорта из Европы и Японии.
Что будет дальше?
Таксопарки находятся в поиске баланса между требованиями закона, надёжностью автомобилей и экономической целесообразностью. Kia пока удерживает позиции, но не исключено, что в ближайшие годы китайские производители будут всё активнее отвоёвывать долю на этом рынке. Особенно если будут локализованы производства на территории России, что позволит обойти ограничения нового законодательства.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru