
Он появляется не там, где нужно, и портит машины без шансов: чем опасен нестандартный "лежачий полицейский"
Многие водители уверены: если на дороге установлен "лежачий полицейский", значит, всё безопасно — ведь объект появился не сам по себе, а по воле дорожных служб. Однако реальность часто оказывается менее утешительной. Даже на скоростях ниже 40 км/ч некачественно установленные или изношенные искусственные неровности могут нанести автомобилю ощутимый урон — от повреждений подвески до порванных шин и погнутых дисков.
Почему так происходит? Причин несколько — начиная от нарушения ГОСТов при установке и заканчивая плохим обслуживанием уже существующих неровностей. Разберёмся, что может скрываться за, казалось бы, безобидной кочкой на дороге.
Незаметная ямка перед бугром
ГОСТ Р 52605-2006 строго регулирует, как и из чего должны изготавливаться искусственные неровности. Согласно этому стандарту, они бывают двух типов: монолитные асфальтобетонные и сборно-разборные из прочной резины или полимеров. Первый тип особенно подвержен разрушению — уже через пару зим асфальт крошится, особенно в местах контакта с колёсами. Там быстро образуется ямка, и сама неровность визуально становится выше и агрессивнее.
Особенно коварны такие дефекты в мае — в период, когда заканчивается весеннее пучение грунта. Из-за плохой видимости ямку легко пропустить, особенно если она находится сразу перед бугром. В этом случае автомобиль может "клюнуть" носом, задеть бампер или даже просесть так, что пороги встретятся с асфальтом.
А если яма появилась уже за "лежачим", ситуация может оказаться ещё хуже. Водитель, проехав неровность, буквально проваливается в углубление задними колёсами. Это не только вызывает сильный удар по подвеске, но и повышает риск повреждения выхлопной системы или заднего бампера.
Когда неровность "прячется"
Ещё один опасный сценарий — невидимая искусственная неровность. Зимой дорожная разметка быстро исчезает, а знаки, предупреждающие о "лежачем", нередко убирают или не устанавливают вовсе. В результате днём он сливается с серым асфальтом, а в сумерках и ночью становится практически невидимым.
На такой кочке водитель реагирует в последний момент: резкое торможение, большая нагрузка на переднюю подвеску — и удар о бугор происходит на скорости, превышающей 50 км/ч. Даже если стойки амортизаторов не выйдут из строя сразу, регулярные удары подобного рода сильно сокращают срок их службы.
Автомобиль подскакивает, содержимое багажника — тоже. Банки с соленьями, бутылки с жидкостями, инструменты — всё это рискует превратиться в летящие снаряды. Мало того что можно испачкать или повредить салон и багажник, в случае аварийного торможения такие предметы становятся потенциальной угрозой для пассажиров.
"Полицейский" вне закона
Нарушения ГОСТа при установке "лежачих полицейских" — дело не редкое. Особенно это касается параметров высоты. Если высота бугра превышает профиль покрышки автомобиля, даже плавный проезд может закончиться пробоем колеса или деформацией диска. Это особенно актуально для машин с низкопрофильной резиной и жёсткой подвеской.
Классический пример: спортивное купе с литыми дисками попадает на слишком высокий бугор на скорости 40 км/ч. Подвеска не успевает отработать, шина деформируется, и обод получает прямой удар. Такой случай легко оборачивается дорогостоящим ремонтом — а иногда и опасной потерей управления.
По ГОСТу, максимальная высота асфальтобетонного "лежачего" — 7 сантиметров. Для сборно-разборных пластиковых конструкций — от 5 до 6 см. Кроме того, их длина должна соответствовать ширине проезжей части (допускается отклонение не более 20 см по бокам). Обязательны также водоотвод, уличное освещение, знаки 5.20 и 1.17, а также разметка 1.25 — шахматные квадраты.
Где "лежачих" быть не должно
Существует чёткий список мест, где установка искусственных неровностей запрещена. В их числе — федеральные трассы, многополосные региональные дороги, мосты, путепроводы, тоннели и участки под мостами. Кроме того, нельзя монтировать "лежачих полицейских" ближе чем за 100 метров до железнодорожного переезда.
Особое внимание — к объектам с высокой социальной значимостью: подъезды к больницам, пожарным частям, станциям скорой помощи, автобусным и троллейбусным паркам — все они должны быть свободны от искусственных препятствий. Ошибочная установка может не только помешать движению спецтранспорта, но и привести к серьёзным юридическим последствиям.
Что делать, если авто пострадало
Если автомобиль получил повреждение после проезда через "лежачего полицейского", стоит внимательно изучить его соответствие ГОСТу. Несоответствие высоты, отсутствие знаков или разметки, неправильное расположение — всё это может стать основанием для подачи иска и возмещения ущерба.
Бывали случаи, когда суд принимал сторону водителя, обязав местные власти компенсировать стоимость ремонта. Главное — зафиксировать факт повреждения, сделать фото- и видеоматериалы, собрать документы из автосервиса и заручиться поддержкой экспертов.
Интересные факты
-
Первые "лежачие полицейские" появились в Великобритании в 1906 году, но массовое распространение получили лишь в 1980-х.
-
В России термин "лежачий полицейский" стал официальным лишь в 2000-х, до этого в нормативных актах использовались слова "искусственная неровность".
-
Согласно исследованиям, неправильно установленные неровности увеличивают аварийность на 12% на участках с интенсивным движением.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru