Салон автомобиля
Салон автомобиля
Евгений Акопян Опубликована 14.06.2025 в 2:27

Российские автомобили могут лишиться сенсорных экранов — что теперь запретят на дорогах

В эпоху цифровизации автомобили всё чаще превращаются в большие сенсорные гаджеты. Но что если эта "инновация" стала угрозой безопасности на дорогах? В Общественной палате России подняли важный вопрос: стоит ли законодательно закрепить обязательное наличие физических органов управления в автомобилях, чтобы минимизировать риски и вернуть водителю контроль над машиной?

Законодательная инициатива по безопасности авто

Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак выступил с предложением установить на законодательном уровне обязательный набор физических клавиш и органов управления, без которых транспортные средства не смогут получить допуск к эксплуатации на российских дорогах.

"На сегодняшний день техническое оснащение автомобилей меняется в угоду новым веяниям, — объяснил Коробчак.

Он подчеркнул, что сейчас везде используется электроника. Особенно это видно в китайских моделях. По его словам, специалисты знают проблему, которая обсуждается среди водителей. Многие машины превратились в гаджеты с огромными сенсорными экранами вместо привычных рычажков и кнопок. Он добавил, что органам предлагается властям сформировать перечень обязательных физических органов управления.

Почему это важно?

"Автомобиль выезжает из гаража, начинается холодный дождь, запотевают стекла. Чтобы включить обдув, водитель вынужден искать нужную функцию в меню на планшете. То же касается настройки кресел или системы "старт-стоп". Это неудобно и опасно", — заявил Коробчак.

Суть предложения — закрепить обязательное наличие физических кнопок для управления светотехникой, дворниками, обогревом стекол и зеркал, поворотниками и другими критически важными функциями. Перечень пока обсуждается.

"Человек не должен искать это в меню, а органы власти должны определить, какие элементы должны быть ощутимы тактильно", — добавил Коробчак.

Как это повлияет на рынок и производство?

Коробчак уточнил, что речь не о полном отказе от современных технологий, а об обеспечении приоритета водителя как главного управляющего. Электронные ассистенты остаются полезными, но физические органы управления должны быть обязательными.

Законодатели хотят запретить регистрацию и допуск к продаже автомобилей, не соответствующих этим требованиям. Однако введение таких норм потребует больших изменений на производстве и, вероятно, будет сложно для зарубежных компаний.

"Диктовать условия китайским производителям сложно — наша зависимость от них велика, и вносить изменения им будет малоприятно", — считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Мнение экспертов

Независимый транспортный эксперт Алексей Тузов связывает идею стандартизации органов управления с увеличением аварий из-за отвлечения на сенсорные экраны.

"Водители отвлекаются от дороги, чтобы найти нужную функцию на экране", — заявил Тузов.

Ян Хайцеэр соглашается, что кнопки нужны, особенно для опытных водителей, но не считает ситуацию катастрофической.

Оба эксперта подчеркивают, что физические кнопки позволяют быстрее и безопаснее управлять важными функциями, снижая риск ДТП.

Европейский опыт и тенденции

Проблема не уникальна для России. В Европе специалисты давно обращают внимание на риски использования исключительно сенсорных интерфейсов. Так, организация Euro NCAP с 2029 года планирует снижать оценки безопасности автомобилей, если основные функции управляются только через тачскрины.

Европейцы предлагают использовать голосовых помощников и искусственный интеллект для улучшения взаимодействия, но при этом настаивают на сохранении физических органов управления для ключевых функций — дворников, фар, поворотников, клаксона и аварийных сигналов.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »