
Российские автомобили могут лишиться сенсорных экранов — что теперь запретят на дорогах
В эпоху цифровизации автомобили всё чаще превращаются в большие сенсорные гаджеты. Но что если эта "инновация" стала угрозой безопасности на дорогах? В Общественной палате России подняли важный вопрос: стоит ли законодательно закрепить обязательное наличие физических органов управления в автомобилях, чтобы минимизировать риски и вернуть водителю контроль над машиной?
Законодательная инициатива по безопасности авто
Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак выступил с предложением установить на законодательном уровне обязательный набор физических клавиш и органов управления, без которых транспортные средства не смогут получить допуск к эксплуатации на российских дорогах.
"На сегодняшний день техническое оснащение автомобилей меняется в угоду новым веяниям, — объяснил Коробчак.
Он подчеркнул, что сейчас везде используется электроника. Особенно это видно в китайских моделях. По его словам, специалисты знают проблему, которая обсуждается среди водителей. Многие машины превратились в гаджеты с огромными сенсорными экранами вместо привычных рычажков и кнопок. Он добавил, что органам предлагается властям сформировать перечень обязательных физических органов управления.
Почему это важно?
"Автомобиль выезжает из гаража, начинается холодный дождь, запотевают стекла. Чтобы включить обдув, водитель вынужден искать нужную функцию в меню на планшете. То же касается настройки кресел или системы "старт-стоп". Это неудобно и опасно", — заявил Коробчак.
Суть предложения — закрепить обязательное наличие физических кнопок для управления светотехникой, дворниками, обогревом стекол и зеркал, поворотниками и другими критически важными функциями. Перечень пока обсуждается.
"Человек не должен искать это в меню, а органы власти должны определить, какие элементы должны быть ощутимы тактильно", — добавил Коробчак.
Как это повлияет на рынок и производство?
Коробчак уточнил, что речь не о полном отказе от современных технологий, а об обеспечении приоритета водителя как главного управляющего. Электронные ассистенты остаются полезными, но физические органы управления должны быть обязательными.
Законодатели хотят запретить регистрацию и допуск к продаже автомобилей, не соответствующих этим требованиям. Однако введение таких норм потребует больших изменений на производстве и, вероятно, будет сложно для зарубежных компаний.
"Диктовать условия китайским производителям сложно — наша зависимость от них велика, и вносить изменения им будет малоприятно", — считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
Мнение экспертов
Независимый транспортный эксперт Алексей Тузов связывает идею стандартизации органов управления с увеличением аварий из-за отвлечения на сенсорные экраны.
"Водители отвлекаются от дороги, чтобы найти нужную функцию на экране", — заявил Тузов.
Ян Хайцеэр соглашается, что кнопки нужны, особенно для опытных водителей, но не считает ситуацию катастрофической.
Оба эксперта подчеркивают, что физические кнопки позволяют быстрее и безопаснее управлять важными функциями, снижая риск ДТП.
Европейский опыт и тенденции
Проблема не уникальна для России. В Европе специалисты давно обращают внимание на риски использования исключительно сенсорных интерфейсов. Так, организация Euro NCAP с 2029 года планирует снижать оценки безопасности автомобилей, если основные функции управляются только через тачскрины.
Европейцы предлагают использовать голосовых помощников и искусственный интеллект для улучшения взаимодействия, но при этом настаивают на сохранении физических органов управления для ключевых функций — дворников, фар, поворотников, клаксона и аварийных сигналов.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru