
Один вираж — и ты преступник: дрифт больше не про драйв, а про срок
Любовь к дрифту — захватывающему, техничному и эстетически притягательному стилю вождения — теперь может обернуться не штрафом, а реальной уголовной статьёй. Российские суды начали всё чаще применять суровые меры к тем, кто практикует контролируемые заносы в городских условиях. Казалось бы, что может быть безобиднее пары виражей на пустой парковке? Но по закону даже такое место не считается "безопасной зоной".
Дрифт — преступление?
Юрист и специалист по безопасности дорожного движения Юрий Капштык подтверждает: практика изменилась. С января 2025 года вступила в силу активная правоприменительная фаза статьи 267.1 УК РФ — "Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств". Эта норма существовала и раньше, но долгое время оставалась "мертвой". Теперь же она стала основным инструментом в борьбе с уличным дрифтингом.
"Наказание может последовать за дрифтинг в любом общественном месте — будь то улица, парковка или площадь. Даже если площадка пуста и не используется в определённое время суток — это всё равно нарушение", — подчёркивает Капштык.
Иными словами, даже ночной дрифт на пустой парковке гипермаркета теперь может привести к возбуждению уголовного дела. Доказательства — реальные судебные решения, где дрифт трактуется не как шалость, а как угроза безопасности граждан.
Закон против субкультуры
Вся парадоксальность ситуации заключается в том, что одновременно с ужесточением наказаний государство делает шаги навстречу дрифт-сообществу. В некоторых регионах открываются бывшие аэродромы и полигоны, которые переоборудуются под площадки для легальных соревнований. Это выглядит как попытка легализовать субкультуру и направить её в цивилизованное русло.
Однако на законодательном уровне никаких изменений не произошло. Понятие "дрифт" до сих пор не включено ни в Правила дорожного движения, ни в другие нормативные акты. Это создаёт правовой вакуум, в рамках которого дрифт автоматически попадает под общие формулировки "опасной езды" или "создания угрозы эксплуатации ТС". И суды, не имея иного инструмента, применяют к дрифтерам именно уголовные нормы.
Попытки изменить закон
Первые попытки как-то обозначить дрифт в правовом поле предпринимались ещё в конце 2024 года. Тогда депутат законодательного собрания Вологодской области Любовь Царёва предложила официально закрепить понятие "дрифт" в ПДД. Её инициативу поддержал депутат Госдумы Ярослав Нилов. Казалось бы, вопрос сдвинется с мёртвой точки. Однако с тех пор ситуация не изменилась: законопроект не продвигается, обсуждения приостановлены, а дрифтеры — снова вне закона.
"Сейчас дрифт — это юридическая ловушка. Он не запрещён напрямую, но и не разрешён. А значит, каждый вираж может обернуться уголовным делом", — говорит Капштык.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru