Подземная парковка
Подземная парковка
Алексей Ларин Опубликована 31.05.2025 в 21:27

Счёт на сотни тысяч придёт неожиданно: владельцев "серых" иномарок может ждать неприятный сюрприз

Некоторые водители даже не догадываются, что уже сейчас должны государству сотни тысяч рублей. Всё из-за автомобиля, который казался выгодной находкой — иномарки, ввезённой через параллельный импорт.

Теперь такие "серые" сделки могут обернуться неприятным сюрпризом: таможня требует пересчёта утилизационного сбора. Кто рискует попасть под санкции и как вовремя избежать проблем — рассказывает генеральный директор Frank Auto Ириной Франк.

Что такое утилизационный сбор и почему он может "всплыть" заново

По закону утилизационный сбор — это обязательный платёж, покрывающий расходы на переработку транспортных средств после окончания их службы. Он касается не только легковых авто, но и грузовиков, автобусов, прицепов и спецтехники.

Как правило, платёж осуществляется один раз — производителем, импортером или покупателем. Однако в случаях с параллельным импортом возникает множество "серых" зон. Автомобили попадают в страну в обход официальных каналов, что нередко сопровождается занижением цены в документах и некорректным указанием целей ввоза.

Когда это вскрывается, таможенные органы могут потребовать пересчёт сбора и выставить владельцу счёт на доплату. Иногда — весьма внушительный.

Где кроется риск

Основой для таких требований является постановление правительства № 1291 от 2013 года. Документ устанавливает, что сумма утильсбора зависит от того, с какой целью было ввезено авто: для личного пользования или для бизнеса. Если машина была заявлена как личная, но сразу же перепродана или долго не ставилась на учёт, это может трактоваться как коммерческое использование. В таком случае сумму пересчитывают — уже без льгот.

"Основная проблема — в недостоверном декларировании цели ввоза. Многие используют льготы, положенные только для частных лиц, чтобы сэкономить на сборах. Но если человек идёт на такой риск, он должен быть готов к последствиям", — подчёркивает Ирина Франк.

Дополнительный риск возникает, если автомобиль был ввезён из стран ЕАЭС, например, через Киргизию. Эта схема активно использовалась до августа 2023 года: на бумаге машина оценивалась в два-три раза дешевле, чем стоила на деле. Это позволяло минимизировать не только утилизационный сбор, но и таможенные платежи. Но теперь государство активно борется с такими практиками.

Кого это может коснуться в первую очередь

Наибольшая угроза нависла над теми, кто завозил иномарки до 1 августа 2023 года. До этой даты в законодательстве оставались лазейки, которыми пользовались массово. Сейчас же в арсенале государства появился дополнительный инструмент контроля: Минпромторг ведёт перечень моделей и их среднерыночных цен.

Этот список обновляется раз в квартал, последнее обновление — в апреле 2025 года. Если стоимость, указанная в документах, ниже, чем в списке, разницу автоматически прибавляют к расчёту утильсбора.

Таким образом, даже если вы заплатили при ввозе все положенные суммы, но задекларировали цену автомобиля заниженной — велика вероятность, что скоро вам придёт требование о доплате.

Что говорит закон

Нельзя забывать и о позиции Верховного суда. В 2019 году он чётко обозначил: если человек регулярно продаёт товары, ввезённые якобы "для себя", то освобождение от пошлин может быть признано незаконным.

Такие действия попадают под подозрение в злоупотреблении правом, а в некоторых случаях и в мошенничестве. То же самое относится и к машинам: если авто куплено с целью перепродажи, но оформлено как для личного пользования, санкции неизбежны.

Как проверить себя

Если вы приобрели иномарку через параллельный импорт, особенно до середины 2023 года, не стоит ждать у моря погоды. Проверьте документы: правильно ли оформлены цели ввоза, насколько реалистична задекларированная цена, есть ли подтверждение уплаты утильсбора.

Если есть сомнения — стоит проконсультироваться с юристом или специалистом по внешнеэкономической деятельности. Чем раньше вы разберётесь с возможными нарушениями, тем выше шанс избежать серьёзных финансовых последствий.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Новичкам лучше брать первый автомобиль простым и недорогим — автоинструктор сегодня в 18:59
Беру ключи и сажусь за руль: почему первые месяцы вождения лучше пережить на простой машине

Как выбрать первую машину новичку: простой и недорогой авто, компактные габариты, ремонтопригодность, коробка по опыту и умеренная динамика без лишних рисков.

Читать полностью »
В тонущей машине важно не сломать ручку двери — автоэксперт Субботин сегодня в 17:11
Авто идет ко дну молча и быстро: алгоритм спасения, который должен знать каждый водитель

Автоэксперт Вячеслав Субботин рассказал NewsInfo, как выбраться из тонущего автомобиля.

Читать полностью »
В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »