
Пять регионов уже без топлива: кризис грозит распространиться на всю страну
Этим летом бензин в России словно сошёл с ума. Стоимость на бирже поднималась почти на каждой новой торговой сессии, а привычные меры правительства перестали работать. Даже продление запрета на экспорт топлива дало лишь краткосрочный эффект: за несколько дней цены слегка снизились, но затем снова рванули вверх.
Китайский след и начало кризиса
В мае экспорт бензина рухнул почти вдвое по сравнению с прошлым годом. АИ-92 за месяц подорожал на 4,5%, АИ-95 — почти на 1%. Эксперты связали рост в том числе с увеличением числа китайских автомобилей на российских дорогах.
К 11 июня биржевые котировки уже достигли максимума с начала года, а через несколько дней обновили рекорды. 20 июня власти начали обсуждать полный запрет экспорта до конца октября, признавая: ситуация выходит из-под контроля.
Опровержения и новые рекорды
Минэнерго пыталось успокоить: дефицита не будет, запасы в порядке. Но на следующий день после этого заявления цена АИ-95 превысила 70 тысяч рублей за тонну впервые с 2024 года.
28 июля правительство всё же решилось на крайний шаг и полностью запретило вывоз бензина до конца августа 2025 года. Но уже через несколько дней стоимость АИ-95 приблизилась к 78 тысячам за тонну.
Регионы бьют тревогу
Проблемы быстро стали заметны на местах. В Краснокаменске бензин АИ-95 отпускали только организациям, в Приморье заговорили о перебоях, Крым официально признал дефицит. К 21 августа уже пять регионов сообщили о нехватке топлива.
Некоторые чиновники попытались обвинить самих россиян: мол, люди создают "искусственный ажиотаж". Но депутаты потребовали от властей искать решения вместе с нефтяниками и владельцами АЗС.
Три кита ценообразования
По словам эксперта Александра Фролова, розничная цена в России зависит от трёх факторов:
- налоги,
- договорённости государства с нефтяниками,
- оптовые цены.
"Биржевые котировки влияют на опт, но не напрямую на розницу. В розничном сегменте кризиса нет. В оптовом он есть, и именно ценовой", — подчеркнул он.
Фролов отметил, что все заправки в стране с июля работают в минус по продажам АИ-92 и АИ-95, но выигрывают на 98-м, 100-м и дизеле.
Часть глобальной картины
Доцент РЭУ имени Плеханова Павел Севостьянов уверен, что кризис масштабным не станет. По его словам, это сочетание сезонного роста спроса, ремонтов НПЗ и логистики.
"В апреле 2025 года простаивало до 9 млн баррелей мощностей по всему миру, из них 2,5 млн — в Северной Америке и более 3 млн — в Азии", — напомнил он.
Получается, что российские трудности — лишь фрагмент мировой картины.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru