
Нефть возвращается, водород уходит: что задумали энергетические гиганты Японии
В глобальной энергетике наметился резкий поворот: государства и компании, ещё недавно громко ратовавшие за зелёный переход, сегодня всё чаще пересматривают свои стратегические цели. Особенно ярко это видно в Японии — одном из флагманов "чистой" энергетики последних лет.
Энергия по старым правилам
Крупнейшие нефтяные компании страны начинают отказываться от дорогостоящих проектов в сфере декарбонизации. Они снова делают акцент на нефть, газ и другие традиционные источники энергии. Как пишет Reuters, причина проста: мир возвращается к ископаемому топливу, которое оказалось экономически надёжнее в условиях геополитических и рыночных колебаний.
Генеральный директор ENEOS Holdings Такаюки Мията прямо заявил:
"Стабильная и доступная энергия, включая нефть, стала более важной в связи с растущими опасениями по поводу энергетической безопасности, политических рисков в США и растущей стоимости технологий, необходимых для декарбонизации".
По его словам, идея углеродно-нейтрального общества теряет темп, а энергетический переход, ранее ожидавшийся к 2030 году, может быть отложен на неопределённый срок. Он также добавил, что компания не торопится развивать поставки водорода и аммиака.
ENEOS меняет вектор развития
Согласно новому бизнес-плану, рассчитанному до марта 2028 года, ENEOS официально отказалась от цели по поставкам 4 млн тонн водорода к 2040 году. Вместо этого корпорация перераспределяет инвестиции — всего около 1,56 трлн иен (примерно $10,7 млрд):
- 820 млрд иен — на поддержку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ),
- 310 млрд иен — на проекты в сфере низкоуглеродной энергетики,
- 250 млрд иен — на декарбонизацию,
- 180 млрд иен — на развитие нефтехимии.
Вместо прежнего упора на "зелёные" технологии ENEOS сделала ставку на развитие поставок СПГ и устойчивого авиационного топлива (SAF), снижая долю вложений в менее прибыльные экологические инициативы.
Не только ENEOS
Похожий шаг сделала и компания Idemitsu Kosan — второй по величине НПЗ в Японии. Как рассказал глава компании Наотака Сакаи, её инвестиции в низкоуглеродные проекты сокращены с 1 трлн до 800 млрд иен на период с 2023 по 2030 год.
"Импульс к декарбонизации замедляется, поэтому участникам энергетического рынка необходимо принять гибкость пути и сроков достижения углеродно-нейтрального общества к 2050 году", — отметил Сакаи.
Мир переобувается на ходу
Сигналы о смене приоритетов слышны не только из Азии. В феврале британская bp изменила стратегию и увеличила инвестиции в добычу нефти и газа. Норвежская Equinor отказалась от плана направлять более 50% капитальных расходов на ВИЭ и экологические проекты, а Shell начала сокращать вложения в "зелёный" сектор.
На конференции CERAWeek в марте 2025 года руководители энергетических компаний прямо заявили: пора делать упор не на климат, а на надёжное энергоснабжение.
Даже директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль, ранее выступавший за полную декарбонизацию, теперь говорит, что:
"Для поддержки глобальной энергобезопасности необходимо инвестировать в нефтяные и газовые месторождения".
Эта риторика созвучна с курсом Белого дома, поскольку нынешний президент США Дональд Трамп активно продвигает расширение добычи традиционного топлива, в отличие от своего предшественника Джо Байдена.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru