Стеклоочистители
Стеклоочистители
Евгений Акопян Опубликована 30.05.2025 в 8:15

Режут стекло — и радуются: забытая технология из 90-х возвращается на авто старше 30 лет

Сегодня даже представить сложно, чтобы кто-то сознательно разрешил "пилить" лобовое стекло своего автомобиля. А ведь когда-то эта процедура считалась технологическим прорывом. В начале 90-х годов сервис по нарезке специальных канавок на стекле активно рекламировался в российских автожурналах, а в крупных городах — вроде Москвы и Петербурга — мастера брались за дело с энтузиазмом. Что же это было? И зачем вообще понадобилось царапать стекло на глазах у автовладельца? Об этом сообщается на сайте Колеса.ru.

Как это работало?

Технология называлась Farseer safety grooves, что можно перевести как "защитные канавки для дальнего обзора". Её автор — финн Микко Парецкой (Mikko Paretskoi) из Вантаа, пригородного города под Хельсинки. Он запатентовал изобретение ещё в 1974 году и посвятил ему всю жизнь. Цель была проста и разумна: продлить срок службы стеклоочистителей и самого стекла, уменьшить износ от песка и грязи, а заодно сэкономить на омывайке.

Суть метода заключалась в следующем: чуть выше зоны "парковки" дворников, параллельно им, на стекло наносились две неглубокие канавки. Когда щётки проходили по этим прорезям, они сбрасывали туда прилипшую грязь — будь то песок, пыль или липкие следы от почек деревьев.

Алмазный резак на специальном станке делал эти канавки глубиной 0,3 мм и шириной 3,5 мм. Приспособление крепилось к стеклу с помощью присосок, и сам процесс занимал около 20 минут. Дольше всего уходило времени на установку направляющей.

Кто и зачем это придумал?

Микко Парецкой не только разработал технологию, но и основал компанию Mikopa — составленную из его имени и фамилии. Первый реальный успех пришёл, когда финская полиция заказала обработку лобовых стёкол своих патрульных машин. Вначале сам Парецкой лично проводил все работы, не доверяя тонкое дело никому — слишком боялся испортить репутацию изобретения халтурой.

После смерти Микко в 2005 году, его сын Рейо Парецкой продолжил дело отца. Но уже тогда стало ясно: время технологии уходит.

Всплеск популярности в России

В России методика всплыла на волне автомобильного бума 90-х. В 1993 году нарезка двух канавок в Москве стоила около 40 долларов — приличная сумма, особенно по тем временам. Клиентами были в основном владельцы иномарок и дорогих машин. Те, у кого был "Москвич" или "Жигули", на такие процедуры смотрели с недоумением: зачем вообще платить, чтобы портить стекло?

Тем не менее, реклама технологии активно мелькала в специализированной прессе в 1993–1995 годах. Хотя в современном интернете найти упоминания о ней — уже большая редкость.

Почему технология исчезла?

Причина, по сути, проста: Farseer safety grooves стали жертвой технического прогресса. Современные стекла стали прочнее, щётки — долговечнее, да и химия шагнула далеко вперёд. Времена, когда люди стремились "спасти" стекло от пыли канавками, ушли вместе с кассетными магнитофонами.

Сейчас такие канавки можно встретить разве что на раритетных авто. Один из владельцев старого Saab 900 1981 года даже не сразу понял, зачем на его лобовом стекле "дорожки" — интернет ему в этом почти не помог.

Интересно, но забыто

Технология Farseer safety grooves осталась в прошлом, как и VHS-кассеты. Хотя сама идея была гениальной по своей простоте, она не смогла вписаться в новую философию автоэксплуатации: сегодня удобство и минимальное вмешательство важнее редкой замены щёток.

Мир стал быстрее — и чище. Даже на стекле.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

сегодня в 5:26
Льготы не спасают: россияне всё реже решаются брать машину в кредит

Осенью рынок автокредитов просел, но банки зафиксировали рост одобрений и увеличение среднего чека — автопокупатели стали осторожнее, но не отказались от займов.

Читать полностью »
ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »