
Зелёные таблички не спасут: на электромобили надвигается неожиданная преграда
Российский рынок электромобилей развивается крайне медленно. Несмотря на мировые тренды и государственные инициативы, доля таких машин на дорогах страны по-прежнему составляет менее 1%. Один из последних шагов в попытке изменить ситуацию — предложение ввести специальные зелёные номера для электромобилей. Но помогут ли такие меры? Увы, эксперты настроены скептически.
Что предлагают?
Инициатива принадлежит депутату Госдумы Амиру Хамитову. Он предложил выдавать электрокарам зелёные номерные знаки. Логика проста: визуальное отличие упростит их идентификацию, что, в свою очередь, позволит оперативнее предоставлять владельцам такие привилегии, как бесплатная парковка, разрешённый проезд по выделенным полосам и прочие бонусы. Идея не нова — аналогичные подходы давно используются, например, в Китае или ряде стран ЕС.
"Проблема не в цвете номеров"
Однако автоэксперт Андрей Осипов в интервью журналу "За рулём" считает, что подобная мера никак не повлияет на темпы распространения электромобилей в России.
"За счёт утилизационного сбора сделано всё, чтобы электромобили не были популярны. Идёт ставка на отечественные машины с электрическим двигателем, которые по пальцам одной руки можно пересчитать, и они чрезвычайно дороги. Поэтому эта мера не имеет особого смысла", — подчеркнул Осипов.
Эксперт уверен: главные барьеры — это неотлаженная инфраструктура и высокие цены. В России пока катастрофически не хватает зарядных станций, особенно за пределами крупных городов. В результате даже готовый купить электрокар водитель сталкивается с рисками: где заряжаться, если на трассе таких пунктов попросту нет?
Финансовый барьер остаётся высоким
Цена — ещё один ключевой фактор. Большинство электромобилей ввозятся из-за рубежа и облагаются пошлинами, утилизационным сбором и другими налогами. Даже базовые модели оказываются "не по карману" широкому кругу покупателей. Производство российских электрокаров всё ещё находится на начальной стадии, и доступных альтернатив пока немного. Например, электрокар "Эволюция" или "Зета" остаются дорогими даже в базовой комплектации, а серийного выпуска так и не достигли в полном масштабе.
Международный опыт: есть ли смысл копировать?
Во многих странах "зелёные" номера действительно применяются. В Великобритании, например, такие таблички дают право на бесплатную парковку и налоговые льготы. В Норвегии и вовсе большая часть автомобилей — электрические. Но там подобная символика была лишь частью более масштабной системы поддержки: налоговые каникулы, доступ к выделенным полосам, развитая сеть зарядных станций и постоянное субсидирование покупок.
В России же пока отсутствует системный подход. Выдать зелёные номера — проще всего. Но без серьёзных финансовых стимулов и инвестиций в инфраструктуру такая мера воспринимается скорее как имитация заботы, нежели реальный инструмент изменения автопарка страны.
Почему важно не упустить момент?
По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), к 2030 году каждый третий проданный автомобиль в мире будет электрическим. Страны, которые уже сегодня активно создают условия для перехода на "зелёный" транспорт, получат в будущем экономические и экологические дивиденды.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru