электромотоцикл
электромотоцикл
Олег Белов Опубликована сегодня в 13:13

Молчаливый байк и громкие штрафы: нужны ли права на электромотоцикл в 2025 году

Андрей Кузнецов: категория прав выбирается не по типу топлива, а по мощности транспорта

Электромотоциклы становятся всё более популярными — они не шумят, не требуют топлива и не загрязняют воздух. Но вместе с ростом интереса к экологичному транспорту у водителей появляется закономерный вопрос: нужны ли права для езды на электрическом байке и какие именно?

Что такое электромотоцикл

Электромотоцикл — это двухколёсное транспортное средство, оснащённое электродвигателем и аккумулятором, который заряжается от сети. По сути, он ничем не уступает классическому мотоциклу, кроме источника энергии. Электробайк экономичен, не нуждается в замене масла и фильтров, а его обслуживание в несколько раз дешевле, чем у бензинового аналога.

Однако по закону не все модели приравниваются к мотоциклам. Главную роль здесь играют мощность мотора и максимальная скорость.

Когда права не нужны

Если мощность электродвигателя не превышает 250 Вт, а скорость ограничена до 25 км/ч, транспортное средство приравнивается к велосипеду. Это значит, что для его использования не требуются права, регистрация или номерные знаки. На таком байке можно ездить по велодорожкам и тротуарам, соблюдая при этом ПДД для велосипедистов.

Подобные модели чаще всего выбирают для спокойных поездок по городу — они лёгкие, тихие и удобные.

Когда права обязательны

Если ваш электромотоцикл мощнее 250 Вт, то он уже относится к категории мопедов или мотоциклов, и в этом случае без водительского удостоверения не обойтись.

Категория "М"

Подходит для электромотоциклов с мощностью от 250 Вт до 4 кВт и максимальной скоростью до 50 км/ч. Для них не требуется регистрация в ГИБДД и получение номерных знаков. Учиться можно с 14 лет, но сдать экзамен и получить права разрешается только с 16 лет.

Подкатегория "А1"

Если мощность двигателя до 11 кВт, а скорость не превышает 90 км/ч, понадобится категория "А1". Это право на управление лёгкими мотоциклами. Курсы обучения можно пройти с 16 лет, и после успешной сдачи экзамена в ГИБДД водитель получает удостоверение.

Категория "А"

Для электробайков мощностью более 11 кВт и скоростью свыше 90 км/ч нужны полноценные мотоциклетные права категории "А". Обучение разрешено с 16 лет, но получить права и выехать на дороги общего пользования можно только с 18 лет. Такие электромотоциклы приравниваются к бензиновым аналогам с объёмом двигателя от 125 куб. см.

"Категория прав выбирается не по типу топлива, а по мощности и скорости транспорта", — пояснил эксперт автошколы Андрей Кузнецов.

Можно ли ездить без прав

Ездить без прав разрешается только на электромотоцикле мощностью до 250 Вт. В остальных случаях это нарушение закона, за которое предусмотрены серьёзные санкции.

  • Штраф: от 5 000 до 15 000 рублей.

  • Эвакуация: транспорт отправят на штрафстоянку, и забрать его можно будет только при помощи эвакуатора.

  • Ответственность владельца: если хозяин допустит к управлению лиц без прав (в том числе несовершеннолетнего), ему грозит штраф 30 000 рублей.

  • Отягчающие обстоятельства: управление в состоянии опьянения приведёт к административному аресту до 15 суток.

Где можно ездить на электромотоцикле

Место, где разрешено движение, также зависит от мощности байка.

Мощность Максимальная скорость Категория Где можно ездить
До 250 Вт До 25 км/ч Велосипед По тротуарам, велодорожкам, жилым зонам
250 Вт — 4 кВт До 50 км/ч М По дорогам общего пользования
4-11 кВт До 90 км/ч А1 По дорогам и трассам
Свыше 11 кВт Более 90 км/ч А По всем дорогам, включая автомагистрали

Электромотоциклы категорий "М" и "А" разрешено парковать на проезжей части — в один или два ряда, если это не мешает движению.

Возраст водителя и порядок получения прав

Минимальный возраст для управления электромотоциклом — 16 лет. Чтобы получить права, нужно пройти обучение в автошколе.

Процесс включает:

  • теоретическую часть (около 130 часов);

  • практику - 18 часов на площадке, где отрабатываются манёвры, торможение и равновесие;

  • внутренний экзамен;

  • экзамен в ГИБДД.

Для сдачи экзамена потребуются:

  • паспорт;

  • медицинская справка;

  • заявление;

  • квитанция об оплате госпошлины;

  • свидетельство об обучении.

После успешной сдачи экзаменов выдаётся водительское удостоверение соответствующей категории.

Основные правила ПДД для электромотоциклистов

  • Водитель и пассажир обязаны быть в мотошлемах.

  • Владелец может спешиться и катить байк — тогда он считается пешеходом.

  • За пределами населённых пунктов допустимая скорость — до 90 км/ч.

  • Знак "Начинающий водитель" устанавливать не обязательно.

  • Парковка разрешена в два ряда, если это не нарушает движение.

"Электробайк — это всё тот же мотоцикл, просто без бензина. Поэтому и требования к безопасности остаются теми же", — отметил инструктор по вождению Сергей Лазарев.

Ошибки при выборе → последствие → альтернатива

  • Ошибка: покупка мощного электробайка без категории "А".
    Последствие: штраф и эвакуация транспорта.
    Альтернатива: перед покупкой уточнить мощность двигателя и допустимую категорию.

  • Ошибка: допуск к управлению несовершеннолетнего без прав.
    Последствие: штраф до 30 000 рублей для владельца.
    Альтернатива: позволять детям ездить только на маломощных моделях до 250 Вт.

  • Ошибка: езда без шлема.
    Последствие: штраф 1 000 рублей и повышенный риск травмы.
    Альтернатива: использовать сертифицированный шлем с маркировкой ECE или DOT.

Сравнение категорий прав

Категория Мощность двигателя Скорость Возраст Где можно ездить
М до 4 кВт до 50 км/ч с 16 лет Городские дороги
А1 до 11 кВт до 90 км/ч с 16 лет Дороги и трассы
А свыше 11 кВт более 90 км/ч с 18 лет Все дороги, автомагистрали

А что если нарушить?

Если водитель с категорией "М" выедет на электробайке мощностью 15 кВт, это будет приравнено к управлению без прав. В лучшем случае — штраф, в худшем — лишение права управления и эвакуация транспортного средства.

Плюсы и минусы электромотоциклов

Плюсы Минусы
Экономичность — нет топлива и масла Ограниченный запас хода
Тихая работа Долгая зарядка
Простое обслуживание Высокая цена аккумуляторов
Экологичность Меньше сервисных центров

FAQ

Нужны ли права на электромопед?
Да, если его мощность выше 250 Вт. В этом случае требуются права категории "М".

Можно ли ездить на электромотоцикле без регистрации?
Если мощность менее 4 кВт — можно. Для более мощных моделей с категорией "А" регистрация в ГИБДД обязательна.

Сколько стоит обучение?
Курсы на категорию "М" или "А1" стоят от 20 000 до 35 000 рублей, а на категорию "А" — до 50 000 рублей.

Мифы и правда

  • Миф: электромотоцикл — это просто велосипед с мотором.
    Правда: мощные модели приравниваются к полноценным мотоциклам.

  • Миф: без бензина — значит без ограничений.
    Правда: законы одинаковы для всех транспортных средств с мотором.

  • Миф: права "B" дают право ездить на электромотоцикле.
    Правда: автомобильная категория не подходит — нужна "М", "А1" или "А".

3 интересных факта

  1. Самый мощный серийный электробайк в мире — Lightning LS-218, его скорость превышает 350 км/ч.

  2. Зарядка современного аккумулятора на 100 км пробега обходится всего в 10-15 рублей.

  3. В Китае ежегодно продаётся более 30 миллионов электромотоциклов.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Автомобили с климат-контролем и подогревом салона быстрее продаются на вторичке в крупных городах сегодня в 14:05
Авто как золотая жила: какие опции гарантируют быструю перепродажу

Практичные опции в автомобиле помогают быстрее продать его на вторичном рынке, делая поездки комфортнее и безопаснее.

Читать полностью »
Российские и китайские бренды подняли цены на автомобили в первой половине октября 2025 года — сегодня в 7:34
Скрытая война брендов: кто поднимает, а кто резко обрушивает цены на российском рынке

В первой половине октября российский рынок автомобилей пережил активные ценовые изменения: одни модели подорожали, другие стали доступнее, что создало интересные возможности для покупателей.

Читать полностью »
Аналитики рынка: китайские внедорожники пока уступают по продажам японским и европейским сегодня в 7:31
Китайские внедорожники атакуют Европу — но смогут ли они вытеснить японцев

Китайские внедорожники активно штурмуют Европу, обещая больше за меньшие деньги. Мы сравнили восемь моделей, чтобы понять, действительно ли они заслуживают внимания.

Читать полностью »
Алексей Абрамейцев: неправильная установка шин снижает сцепление и ускоряет износ сегодня в 6:28
Шины мстят водителям: самые опасные ошибки при сезонной смене

Узнайте, какие ошибки водители допускают при смене шин и как правильно монтировать, балансировать и затягивать колеса, чтобы обеспечить безопасность и долговечность автомобиля.

Читать полностью »
Top Speed: Audi A6 C6 сочетает надёжность и комфорт премиум-класса сегодня в 6:28
Audi показала, что время ей нипочём: модель, которая стареет красиво

Эта модель Audi давно сошла с конвейера, но на вторичном рынке её ценят особенно высоко. Почему именно A6 C6/4F называют самым надёжным седаном марки — разбираемся подробно.

Читать полностью »
Дефицит алюминия из-за пожара в Нью-Йорке остановил выпуск крупных внедорожников Ford сегодня в 5:24
Когда алюминий дороже машин: как Ford жертвует нишевыми внедорожниками ради доходных пикапов

Пожар на алюминиевом заводе серьёзно ударил по производству крупных внедорожников Ford, заставив компанию пересмотреть приоритеты и приостановить выпуск редких моделей.

Читать полностью »
QUATRO RODAS: премьера GWM Poer P500 состоялась на фестивале ALXA в пустыне Тэнгер сегодня в 5:16
Китайский ответ пикапам премиум-класса: GWM показала Poer P500

В пустыне Тэнгер журналисты QUATRO RODAS познакомились с новым гибридным пикапом GWM Poer P500. Он поразил не только мощностью и технологиями, но и уровнем роскоши, редким для внедорожников.

Читать полностью »
Volkswagen сообщил о недельной остановке заводов в Германии из-за рынка электромобилей сегодня в 4:26
Volkswagen нажал на тормоз: сигнал о глубоком кризисе в Европе

Volkswagen временно приостанавливает выпуск электромобилей в Германии. Что стоит за этим решением и почему оно может стать сигналом для всей европейской автоиндустрии?

Читать полностью »