
Рынок просел: почему в Россию почти перестали завозить электрокары
Когда-то стремительно растущий рынок электромобилей в России ощутил резкое торможение — за первые пять месяцев 2025 года их импорт сократился почти втрое. В страну поступило менее 3000 электрокаров, тогда как за аналогичный период прошлого года было ввезено 8710 машин. Такие данные представил директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков в своём Telegram-канале.
Новый рынок, старые сложности
Наибольший удар пришёлся на сегмент новых электромобилей — ввоз сократился на 70% и составил всего 1985 штук. Причины — сложные логистические цепочки, укрепление рубля, корректировка спроса и изменения в политике субсидирования на зарубежных рынках, особенно в Китае, откуда поступает основная часть таких автомобилей. Рынок подержанных моделей оказался устойчивее: сокращение поставок здесь составило около 30%, до 864 единиц.
Целиков отмечает, что в текущих условиях потребитель стал осторожнее. Цены на новые электромобили остаются высокими, особенно на фоне уменьшившегося числа доступных программ поддержки или льгот на растаможку. А вот подержанные модели, как и прежде, пользуются спросом у тех, кто хочет попробовать электрокар, но не готов платить за него как за новый бизнес-седан.
Кто лидирует в импорте?
Интересно, что даже при общем падении импорта удалось сформировать рейтинг самых популярных брендов.
Среди новых электромобилей лидируют:
-
Zeekr — 676 автомобилей,
-
Avatr — 309,
-
Geely — 193,
-
BYD — 126,
-
Tesla — 122.
Флагманом по продажам стал Zeekr 001 — стильный, мощный электрокар от китайского бренда, который быстро завоевал популярность благодаря дизайну и богатой комплектации.
В сегменте подержанных машин безусловным фаворитом остаётся Nissan с моделью Leaf — 554 ввезённых автомобиля. Следом идут:
-
Tesla — 90 штук,
-
Toyota — 36,
-
Audi — 25,
-
Volkswagen — 24.
Электромобили под давлением
Эксперты отмечают, что снижение импорта — это не только краткосрочный спад, но и показатель того, как меняется структура спроса. В 2024 году рынок вырос на волне ажиотажа: курс доллара тогда колебался, а поставщики спешили закрыть заказы до возможных ограничений. Сегодня же всё идёт к нормализации: покупатели стали избирательнее, логистика — сложнее, а ценовая доступность электрокаров уже не выглядит столь очевидной.
К тому же, отечественный рынок электромобилей остаётся зависимым от импорта: собственных моделей крайне мало, а инфраструктура — от зарядных станций до сервисов — развивается с запозданием. Это делает переход на "зелёный" транспорт затратным и психологически некомфортным для массового потребителя.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru