
Водителей начнут проверять по-новому — лишиться прав теперь можно даже без алкоголя: что изменится с сентября
Что общего между подписанием медицинского согласия и лишением прав? С 1 сентября 2025 года — больше, чем кажется. Новый регламент проверки водителей на алкогольное и наркотическое опьянение меняет не только процедуры, но и сам подход к определению состояния опьянения. Причём изменения коснутся не только тех, кто за рулём, но и пешеходов. И даже список запрещённых веществ пополнится.
Погружаемся в подробности: что теперь считается отказом от освидетельствования и как лекарства могут стать причиной потери водительских прав.
Главное: зачем вообще всё это меняют?
Проект нового регламента проверки на состояние опьянения, подготовленный Минздравом, появился на портале regulation. gov. ru в конце марта 2025 года. В силу он вступит 1 сентября и будет действовать до 2031 года. Документ существенно перерабатывает прежние правила, действующие по приказу № 993н, и делает их более строгими.
Нововведения затрагивают сразу несколько аспектов:
-
Процедуру получения согласия на медицинское вмешательство.
-
Интервал между проверками на алкотестере.
-
Метод отбора и тип биоматериала.
-
Обязательность указания принятых лекарств.
-
Расширение списка запрещённых веществ.
И хотя новая система обещает больше порядка и прозрачности, в ней нашлось немало спорных моментов.
Добровольное, но обязательное согласие
Один из самых неоднозначных пунктов нового регламента — подписание "добровольного информированного согласия" на медосвидетельствование. Почему это важно? Потому что формальный отказ от подписи теперь будет считаться отказом от освидетельствования, что влечёт за собой административную ответственность.
Согласно статье 12.26 КоАП РФ, за отказ от освидетельствования гражданин может получить штраф 45 000 рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Юрист и общественный деятель Александр Холодов отмечает:
"Формально это добровольно, но по сути — обязанность. Не подписал — как будто и не прошёл процедуру".
Поддерживает эту позицию и Алина Рудакова из Национального антинаркотического союза, подчеркивая:
"Без документа медсестра даже не имеет права подойти к пациенту".
Таким образом, речь идёт скорее о правовом щите для медицинских работников, чем о свободе выбора для водителей.
Увеличенный интервал между продувками
На первый взгляд, изменение кажется техническим: интервал между двумя проверками алкотестером увеличится с нынешних 15-20 минут до 15-25 минут. Однако в реальности это отражает стремление к большей точности и уменьшению числа ложноположительных результатов.
Теперь фиксировать степень опьянения будут дважды: сразу после прибытия водителя и через 25 минут. Это позволит снизить риск ошибок, связанных, например, с остаточным алкоголем во рту после приёма лекарств.
Принимал лекарства? Признайся заранее
Новая версия регламента обязывает водителя указывать лекарства, которые он принимал по назначению врача. Эта информация вносится в акт освидетельствования. Сделано это для того, чтобы избежать спорных ситуаций при выявлении веществ в организме.
Но здесь кроется серьёзная правовая дыра: по словам Холодова, водители, принимающие лекарства, по-прежнему рискуют. "Допустим, человек — гипертоник, принимает корвалол. С утра чувствует себя хорошо, лекарства не пил, но в крови вещество есть. Как водитель — он может считаться пьяным. Как пешеход — уже нет. И оба заключения будут законны".
Таким образом, граница между "опьянением" и "наличием вещества" остаётся размытой.
Новый способ анализа: теперь и кровь, и моча
Если ранее всё ограничивалось либо алкотестером, либо анализом мочи, теперь водителей с признаками отравления или участников ДТП будут обследовать сразу по двум образцам — мочи и крови. Это сделано, чтобы повысить точность результатов, особенно при проверке на наркотические вещества.
Мнения экспертов: не всё так однозначно
Среди специалистов нет единства в оценке нововведений. В Национальном антинаркотическом союзе перемены считают своевременными и оправданными:
"Это долгожданные меры, особенно для наркологов".
Однако есть и вопросы. Например, Холодов указывает на устаревшее разделение граждан на водителей и неводителей:
"Эта практика тянется с советских времён. Нужно единое правило".
Также остаётся открытым вопрос: как именно будет вестись учёт пойманных водителей? Рудакова признаёт:
"Логика понятна, но система ещё не выстроена".
Что в итоге?
Новый регламент по освидетельствованию — это не просто технический апгрейд старых правил, а смена философии подхода к контролю за трезвостью водителей. Он сочетает в себе и ужесточение наказаний, и стремление к юридической точности. Однако он же поднимает и новые этические, юридические и даже медицинские вопросы.
Всё это лишь подтверждает, что борьба с пьяным вождением требует не только строгих правил, но и взвешенного подхода. Ведь за каждым "да" или "нет" на бумаге стоит реальная ситуация на дороге — и человеческая жизнь.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru