
Не остановился по требованию инспектора — и оказался прав: за что теперь ГАИ не имеет права штрафовать
Многие водители считают, что при встрече с инспектором ГАИ нужно беспрекословно выполнять его требования. Но что, если сам сотрудник нарушает правила? Оказывается, в ряде случаев автолюбитель не только может, но и должен действовать по закону, а не по слепому повиновению. Подробности рассказал автоюрист в беседе с порталом naavtotrasse.ru.
Когда остановка — вне закона
Один из самых распространённых случаев — это остановка машины в неположенном месте. Особенно часто это происходит на загородных трассах без освещения. Гаишники устраивают засады в тёмное время суток, когда невозможно точно определить, кто именно тебя останавливает: представитель власти или переодетый злоумышленник.
В такой ситуации водитель имеет полное право проигнорировать сигнал к остановке. Ведь по правилам, в условиях отсутствия освещения и визуального подтверждения, рисковать собственной безопасностью никто не обязан.
Запрещённые точки дежурства
Не только тёмные трассы становятся ареной сомнительной активности инспекторов. По закону запрещено вести дежурство и тем более останавливать автомобили на мостах, эстакадах, путепроводах, автобусных остановках, возле пешеходных переходов и других участках, где это создаёт потенциальную опасность для движения.
Однако на практике такие запреты часто игнорируются.
"Инспекторы нередко выходят за рамки регламента, не принимая в расчёт, что их действия могут стать причиной аварий", — поясняет автоюрист.
Что делать, если проигнорировал сигнал
Если водитель не остановился, а инспектор начинает преследование, важно действовать грамотно. Лучший способ избежать ответственности — немедленно позвонить на горячую линию ГАИ. Нужно назвать свои данные, точное местоположение и подробно описать, почему вы не подчинились.
"Если водитель успевает оперативно сообщить о происходящем и обозначить, что опасался за свою безопасность, это позволит избежать административной ответственности", — говорит специалист.
Как должен выглядеть легальный пост
Законом строго регламентированы и сами условия дежурства. Временный пост должен быть чётко обозначен: зона остановки ограждена оранжевыми конусами, патрульный автомобиль — заметен издалека, с включённым проблесковым маячком вне зависимости от времени суток.
Сотрудник при этом обязан быть в форме, соответствующей сезону, и обязательно с жезлом в руках.
"Если инспектор подаёт сигнал без жезла — реагировать на него не обязательно", — подчёркивает автоюрист.
Без доказательств — суд не на вашей стороне
Тем не менее даже при наличии всех оснований для отказа подчиниться, важно иметь доказательства. Камера видеорегистратора, свидетельские показания попутчиков — всё это играет решающую роль при разборе ситуации.
"На практике нередко случается так, что показания инспектора при отсутствии иных доказательств принимаются судом как истина. А вот слова водителя без подтверждений, увы, не в счёт", — подчёркивает эксперт.
Несколько любопытных фактов
-
Согласно Административному регламенту МВД, остановка ТС вне стационарного поста возможна только при наличии оснований (например, нарушений ПДД).
-
Видеорегистратор — одно из немногих средств самозащиты, признанных судом.
-
Статистика обращений в ГАИ указывает: около 30% жалоб касаются неправомерных остановок.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru