Беспилотное такси и машина сопровождения
Беспилотное такси и машина сопровождения
Олег Белов Опубликована 13.08.2025 в 13:36

Будущее без руля уже здесь, но мы не готовы: страх перед машиной — это страх перед собой

Автопилот безопаснее человека, но вызывает тревогу — объяснение экспертов

Автопилоты становятся всё более распространенными, но при этом большинство людей всё ещё предпочитают доверять вождению человеку — даже если он держит в одной руке телефон, а в другой чашку кофе. Почему так? Почему технологии вызывают у нас страх, несмотря на их очевидные преимущества? Давайте разберемся.

Иллюзия контроля и страх потери агентности

Многие боятся автопилота не потому, что он может ошибиться (по статистике, он делает это реже, чем большинство водителей), а потому что теряют контроль. Вождение — это не просто навигация по дороге; это часть нашей идентичности. Когда мы за рулем, мы ощущаем, что контролируем ситуацию. Мы "пилоты", а не "пассажиры".

Когда управление переходит к машине, наш мозг воспринимает это как потерю контроля. Даже если мы можем в любой момент взять управление обратно, это уже не будет тот же опыт, что и вождение в привычном смысле. Мы становимся пассажирами, и это пугает.

Человеческая неидеальность: мы прощаем ошибки

Каждый день мы видим, как люди на дороге делают ошибки: они разговаривают по телефону, едят за рулем, курят или не пристегиваются. И в большинстве случаев мы прощаем это. Мы привыкли к человеческой неидеальности и доверяем людям, потому что они "чувствуют" ситуацию.

Однако, когда автопилот делает что-то не так — например, перестраивается позднее, чем мы бы хотели, — возникает паника. Мы не видим эмоций, не чувствуем того самого "человечности" в его действиях, а это вызывает тревогу. В нашем сознании машина должна быть идеальной, но без эмоций, и это сложно воспринимать.

Технологии без эмоций: слишком холодные для доверия

Автопилот работает по строгому алгоритму. Он не устает, не отвлекается, не нарушает правила, и это делает его безопасным. Но именно отсутствие эмоций и человечности вызывает дискомфорт. Если бы человек в аналогичной ситуации проявил эмоции, мы бы почувствовали: "Он тоже переживает, как и я". А вот машина, совершив маневр, остается молчаливой, и эта тишина лишь усиливает наше недоверие.

Понимая это, автопроизводители начинают адаптировать технологии. Tesla, например, визуализирует всё, что "видит" автопилот — пешеходов, светофоры, разметку. Это не просто элемент дизайна, а способ снять тревогу у водителя: "Я вижу, что машина видит".

Почему мы боимся технологий?

Возможно, всё дело не в автопилотах, а в нас самих. Пока мы не научимся принимать, что технологии могут быть умнее, но не обязаны быть похожими на человека, мы будем бояться их. Когда наступит время, мы забудем об этом страхе, сядем в беспилотник, и просто поедем — без тревоги и иллюзии контроля.

Вывод

Скорее всего, в будущем мы начнем доверять автопилотам не потому, что они будут вести себя как люди, а потому, что они станут еще более безопасными и предсказуемыми. И, возможно, когда-то мы будем с меньшим доверием относиться к водителям с кофе в руке, чем к машинам, которые могут нас довезти до места назначения с полной уверенностью в безопасности.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома сегодня в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование сегодня в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »
Засорённый фильтр и изношенные свечи могут добавить до 7 % к расходу бензина сегодня в 15:31
Бензин утекает сквозь пальцы: скрытые враги вашего бака, о которых никто не думает

Даже ухоженный автомобиль может неожиданно стать "прожорливым". Разбираемся, какие 10 скрытых факторов заставляют двигатель расходовать больше бензина, чем нужно.

Читать полностью »
Владельцы Lada Largus FL пожаловались на тугой руль после ночной стоянки сегодня в 14:23
Машина сопротивляется морозу: как Largus FL заставляет водителей бороться с рулём

Владельцы Lada Largus FL жалуются на тугой руль по утрам, но на АвтоВАЗе уверяют: всё под контролем. Разбираемся, в чём причина и как исправить ситуацию.

Читать полностью »
Цвет выхлопа автомобиля помогает определить неисправность двигателя сегодня в 13:39
Белый, чёрный, синий: язык выхлопа, на котором мотор кричит о помощи

Белый, чёрный или сизый — выхлопной дым способен рассказать о состоянии двигателя больше, чем любые датчики. Разберём, что значит каждый цвет и как действовать.

Читать полностью »
Россия заняла пятое место в Европе по продажам новых автомобилей — данные Автостата сегодня в 12:34
Сначала смеялись, теперь завидуют: российский авторынок наступает на пятки Германии

Российский авторынок вновь в лидерах Европы: продажи превысили 120 тысяч машин. Что стоит за этим успехом — временный всплеск или новая тенденция?

Читать полностью »
В России упали цены на подержанные машины из Китая, новые наоборот подорожали — НАПИ сегодня в 11:44
Китайские машины с пробегом обвалились в цене: что знают перекупы, но молчат покупатели

Цены на китайские автомобили в России ведут себя неожиданно: новые дорожают, а подержанные дешевеют. Что это значит для покупателей — разберёмся.

Читать полностью »
Специалисты объяснили, почему менять резину нужно при +5 °C сегодня в 10:33
Эти привычки убивают резину быстрее, чем гвозди — что делают 9 из 10 водителей

Зимняя дорога не прощает опозданий. Почему стоит переобуваться заранее, как выбрать идеальные шины и какие ошибки совершают даже опытные водители?

Читать полностью »