Беспилотное такси и машина сопровождения
Беспилотное такси и машина сопровождения
Олег Белов Опубликована 13.08.2025 в 13:36

Будущее без руля уже здесь, но мы не готовы: страх перед машиной — это страх перед собой

Автопилот безопаснее человека, но вызывает тревогу — объяснение экспертов

Автопилоты становятся всё более распространенными, но при этом большинство людей всё ещё предпочитают доверять вождению человеку — даже если он держит в одной руке телефон, а в другой чашку кофе. Почему так? Почему технологии вызывают у нас страх, несмотря на их очевидные преимущества? Давайте разберемся.

Иллюзия контроля и страх потери агентности

Многие боятся автопилота не потому, что он может ошибиться (по статистике, он делает это реже, чем большинство водителей), а потому что теряют контроль. Вождение — это не просто навигация по дороге; это часть нашей идентичности. Когда мы за рулем, мы ощущаем, что контролируем ситуацию. Мы "пилоты", а не "пассажиры".

Когда управление переходит к машине, наш мозг воспринимает это как потерю контроля. Даже если мы можем в любой момент взять управление обратно, это уже не будет тот же опыт, что и вождение в привычном смысле. Мы становимся пассажирами, и это пугает.

Человеческая неидеальность: мы прощаем ошибки

Каждый день мы видим, как люди на дороге делают ошибки: они разговаривают по телефону, едят за рулем, курят или не пристегиваются. И в большинстве случаев мы прощаем это. Мы привыкли к человеческой неидеальности и доверяем людям, потому что они "чувствуют" ситуацию.

Однако, когда автопилот делает что-то не так — например, перестраивается позднее, чем мы бы хотели, — возникает паника. Мы не видим эмоций, не чувствуем того самого "человечности" в его действиях, а это вызывает тревогу. В нашем сознании машина должна быть идеальной, но без эмоций, и это сложно воспринимать.

Технологии без эмоций: слишком холодные для доверия

Автопилот работает по строгому алгоритму. Он не устает, не отвлекается, не нарушает правила, и это делает его безопасным. Но именно отсутствие эмоций и человечности вызывает дискомфорт. Если бы человек в аналогичной ситуации проявил эмоции, мы бы почувствовали: "Он тоже переживает, как и я". А вот машина, совершив маневр, остается молчаливой, и эта тишина лишь усиливает наше недоверие.

Понимая это, автопроизводители начинают адаптировать технологии. Tesla, например, визуализирует всё, что "видит" автопилот — пешеходов, светофоры, разметку. Это не просто элемент дизайна, а способ снять тревогу у водителя: "Я вижу, что машина видит".

Почему мы боимся технологий?

Возможно, всё дело не в автопилотах, а в нас самих. Пока мы не научимся принимать, что технологии могут быть умнее, но не обязаны быть похожими на человека, мы будем бояться их. Когда наступит время, мы забудем об этом страхе, сядем в беспилотник, и просто поедем — без тревоги и иллюзии контроля.

Вывод

Скорее всего, в будущем мы начнем доверять автопилотам не потому, что они будут вести себя как люди, а потому, что они станут еще более безопасными и предсказуемыми. И, возможно, когда-то мы будем с меньшим доверием относиться к водителям с кофе в руке, чем к машинам, которые могут нас довезти до места назначения с полной уверенностью в безопасности.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »