
Безликие кубики и металлокассеты: как остановить деградацию архитектуры в России?
Современная архитектура в России переживает непростые времена. Если раньше здания, такие как школы, дома культуры и городские администрации, поражали своей уникальностью и выдержанным стилем, то сегодня всё чаще они превращаются в безликие конструкции с металокассетами на фасадах. Это решение стало почти стандартом, в особенности в регионах, где в погоне за дешевизной и быстротой восстановления теряется как эстетика, так и индивидуальность зданий. Из-за этого многие города приобретают однотипный вид и любое здание выглядит как "Пятерочка" или "Магнит". Как эта ситуация сложилась и что можно сделать для восстановления архитектурной идентичности России? Чтобы разобраться в этой теме Ньюсинфо обратилось к Косоренковой Елене, руководителю национального агентства по архитектуре и градостроительству.
Почему, на ваш взгляд, архитектура в России пришла к такому состоянию? Какие основные причины деградации мы можем наблюдать в последние годы?
По мнению эксперта, одна из ключевых причин состоит в слабости архитектурной школы в стране. "По сравнению с архитектурным образованием в других странах у нас действительно слабая архитектурная школа. Она держится на прежнем базисе, когда он был востребован", — отмечает Косоренкова.
Кроме того, значительную роль играет монополизация рынка крупными застройщиками, которые создают собственные проектные организации. Эти архитекторы становятся, по сути, крепостными: они работают как дочерние структуры строительных компаний, а их заказы не попадают на рынок, где могли бы работать сильные архитектурные бюро, — пояснила эксперт.
Косоренкова также указала на законодательные проблемы, которые способствуют данной ситуации. Она подчеркнула, что сильные архитектурные бюро в России можно пересчитать по пальцам, в основном они сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Провинциальные города, такие как Красноярск, страдают от отсутствия профессиональных градостроительных советов. "Там даже нет градостроительного совета, который бы рассматривал внебюджетные проекты. Они так рассматривают: "Да, вот бюджетные проекты мы рассмотрели, типовой проект школы, детского сада или еще чего-нибудь". И выдают это, как бы, за свое достижение.", — добавила она.
Эксперт также обратила внимание на роль жадности заказчиков: "Девелоперские компании-застройщики, которые дают заказы частным архитектурных бюро, но они, извините, выкручивают им руки-ноги, еще и иголки под ногти загоняют, заставляя работать практически в ноль. Это огромная проблема.".
Она подчеркнула, что в стране нет ни одного профессионального печатного архитектурного издания, а Министерство культуры "про архитектуру вообще забыло, что это такое". Косоренкова выразила надежду на то, что на региональном уровне можно будет обратить внимание на эту проблему, отметив позитивные усилия Москвы в сохранении архитектурного наследия.
В чем заключается основная проблема, когда вместо качественной реставрации зданий, они начинают покрываться металлокассетами?
Эксперт считает, что ключевая заключается в отсутствии должного контроля со стороны органов, отвечающих за сохранение культурного наследия. "У них должны быть регламентирующие документы. Почему Архстройнадзор не наблюдает за процессами реконструкци здания при помощи совершенно неподходящих материалов?" — задаётся вопросом Косоренкова.
По её словам, компании, проводящие такие работы, руководствуются стремлением к экономии и стремятся просто отчитаться о проделанном. "На бумаге всё хорошо прописано, и Архстройнадзор должен приходить, они должны, и инспекция должна приходить. А по итогу "ну сделают и сделают, пусть так и будет", — пояснила она.
Эксперт также выразила удивление по поводу отсутствия ответственности со стороны исполнительной власти. "Я просто поражена, почему такое безразличие. Или это что, картельный сговор в данном случае? Исполнительная власть, которая отвечает за культурное наследие, не исполняет, не является исполнительной властью, она не исполняет свою функцию", — добавила она.
Это действительно дешевле, чем традиционные методы?
"Конечно! Просто закрыть фасад, они могут и сайдингом закрыть его. Но кто-то это сделал, проект реконструкции этого здания. И какой-то архитектор сделал проект реконструкции, или строители сами налепят. А если это делает архитектор, то где его профессиональное отношение к тому проекту? Сами губят профессию.", — отмечает Косоренкова.
Она критикует архитекторов, которые соглашаются на такие проекты, следуя указаниям заказчиков. "Придет заказчик, скажет: "Так, сделай мне проект, рассчитай мне сколько там чего я этих кассет должен повесить". — "Да, хорошо, я сделаю". Но какой же ты тогда архитектор?"
Можно ли найти баланс между экономией средств на реставрацию и сохранением эстетической ценности зданий, или этот выбор неизбежно ведет к упрощению и потере красоты?
Косоренкова ответила категорично: "Никакого баланса здесь не может быть. Здесь должно быть только правило. А балансировать, можно так, а можно и так, нет никакого смысла тогда, снесите этот памятник и постройте тогда новый, если вы хотите балансировать. Вот должно быть так, как в первоначальном проекте заложено архитектором, пусть там 100-200-300 лет этому зданию, какие должны быть материалы, вот ищите эти материалы и также делайте. Прекрасный пример такой реконструкции — это Дом Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга, этот дом находится за американским посольством. Моисей Гинзбург вел, реконструкцию проводил и его внук, архитектор Алексей Гинзбург. Моисей Гинзбург вел, Алексей Гинзбург проводил. И фильм есть, в интернете можно найти, где Алексей Владимирович Гинзбург, профессор МАРХИ, архитектор, рассказывает, как они подошли к реконструкции памятника архитектуры, на который приезжают смотреть архитекторы со всего мира, потому что это русский авангард в архитектуре. Там же сделано это было? Сделано. Почему другие — косорукие, косоглазые?
В качестве примера успешной реставрации эксперт привела Дом Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга. "Реконструкцию проводил и его внук, архитектор Алексей Гинзбург. И фильм есть, где Алексей рассказывает, как они подошли к реконструкции памятника архитектуры, на который приезжают смотреть архитекторы со всего мира, потому что это русский авангард в архитектуре. Там же сделано это было? Сделано. Почему другие — косорукие, косоглазые?" — подчеркнула Косоренкова.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru