
Продажи упали вдвое, но один производитель укрепил влияние — что происходит с коммерческими авто в России
Пока легковые автомобили в России демонстрируют стабильность, сегмент коммерческого транспорта переживает не лучшие времена. Июнь 2025 года принес резкое снижение продаж сразу во всех ключевых категориях — от легких развозных фургонов до тяжелых магистральных тягачей.
LCV: спад почти на треть, но позиции ГАЗа незыблемы
Самый массовый сегмент — легкие коммерческие автомобили (LCV) — сократился на внушительные 29,5% по сравнению с июнем 2024 года. Всего за месяц было продано 5900 новых машин. И всё же, несмотря на общий спад, отечественный ГАЗ продолжает уверенно удерживать лидерство.
"Газ" реализовал 2602 автомобиля, что обеспечило ему долю в 44% — почти каждый второй новый LCV, вышедший на дороги в июне, был с логотипом этой марки. Следом идут также российские производители: Lada (1113 шт.), "УАЗ" (749 шт.) и Sollers (611 шт.). Интересно, что пятую строчку неожиданно занял китайский Foton (149 шт.), который за год сумел увеличить свою долю с 0,8% до 2,5% — заметный рывок на фоне общего падения.
Лидером модельного зачёта ожидаемо остаётся "Газель Next" (1250 проданных машин), на долю которой приходится 21,2% от всех LCV. Эта модель давно стала универсальным выбором для малого и среднего бизнеса, особенно в регионах.
MCV: рынок обвалился на две трети, но "Газон" держит планку
Среднетоннажные грузовики (MCV) показали ещё более драматичное падение. В июне было продано всего 725 новых машин — это на 61,9% меньше, чем годом ранее. Тем не менее, и здесь лидером остаётся ГАЗ, реализовавший 271 автомобиль (доля — 37,4%). Его ближайший конкурент — КамАЗ — отстаёт почти вдвое с результатом 202 машины (27,9%).
Вторую половину топ-5 составляют китайские бренды: JAC (75 шт.), Dongfeng (34 шт.) и Foton (29 шт.). Примечательно, что за исключением ГАЗа, все марки из рейтинга потеряли часть своей доли рынка. Зато модельный лидер остался прежним — "Газон Next" (174 шт.), который занял почти четверть сегмента (24%).
HCV: крупнотоннажный сегмент схлопнулся почти на 67%
Тяжелее всего ситуация сложилась в сегменте крупнотоннажных грузовиков (HCV), где снижение составило 66,8% по сравнению с июнем 2024 года. Всего было реализовано 2930 автомобилей — на треть меньше, чем в среднем продавалось ежемесячно год назад.
И здесь первое место остаётся за КамАЗом: в июне было продано 930 машин, что составляет 31,7% рынка. Российский бренд удерживает лидерство в классе, несмотря на стремительное наступление конкурентов из Китая.
Сразу три китайских производителя вошли в пятёрку лидеров: Sitrak (377 шт.), Shacman (272 шт.) и FAW (254 шт.). Замыкает топ-5 белорусский МАЗ с результатом в 207 автомобилей. А вот в модельной гонке пальму первенства вырвал у всех китайский тягач Sitrak C7H (373 шт.), который занял 12,7% от всех продаж в категории HCV — свидетельство растущего интереса к китайской тяжёлой технике в России.
Общие тренды: локальные бренды против китайской экспансии
На фоне сокращающегося рынка особенно отчётливо видны два противоположных вектора: с одной стороны — стабильное присутствие отечественных марок, в первую очередь ГАЗа и КамАЗа, а с другой — усиление китайского влияния. И если год назад китайские производители рассматривались как нишевые игроки, то сегодня они уже занимают значимые доли рынка, особенно в тяжёлых классах.
Несколько интересных деталей:
-
за год доля Foton в сегменте LCV выросла более чем втрое.
-
Sitrak C7H стал самой продаваемой моделью в сегменте HCV, потеснив даже продукцию КамАЗа.
-
несмотря на общее снижение продаж, у ГАЗа наблюдается рост доли в двух сегментах из трёх — LCV и MCV.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru