
Из копии в законодателя мод: как Китай обошёл США и Германию на авторыке
Можно ли за одно десятилетие превратиться из копировальщика старых моделей в законодателя трендов на глобальном авторынке? Китай не просто может — он уже это сделал. И сегодня страна не только удерживает лидерство по продажам автомобилей, но и формирует будущее всей мировой индустрии.
Китай обогнал всех: теперь каждый третий автомобиль в мире — китайский
В 2024 году в Поднебесной было продано рекордные 31,46 миллиона автомобилей — почти вдвое больше, чем в США. Показатель, казавшийся невозможным еще десять лет назад, теперь стал нормой. Каждая третья новая машина в мире находит владельца именно в Китае.
В 2009 году Китай впервые вырвался в лидеры по продажам, удвоив свои показатели за год. А уже к 2025 году количество автозаводов в стране достигло 437 — для сравнения, в Германии их всего около десяти.
Почему китайский автопром не остановить
По мнению экспертов, у феномена есть несколько простых, но мощных причин:
- Господдержка на всех уровнях. Китай ввел высокие пошлины на импорт, субсидировал НИОКР, создал налоговые льготы для производителей и покупателей электромобилей.
- Огромный внутренний рынок. Почти полтора миллиарда человек — это почти полтора миллиарда потенциальных покупателей.
- Серийность и гибкость. Китайцы научились быстро адаптироваться и предлагать десятки комплектаций в каждом сегменте.
Артемий Тушков, директор по развитию сети "Китаяна", называет важнейшим фактором именно масштаб.
"Это уникальный опыт массового производства, который можно масштабировать и экспортировать", — заявил он.
Подход, который не копирует Запад — он его переигрывает
Китай не просто собрал у себя крупнейшие мировые автоконцерны — от Volkswagen до Toyota. Он создал совместные предприятия, перенял технологии и уже сегодня начал теснить своих же учителей.
"Европейцы и японцы выступили донорами технологий. Китайцы заманили их, а потом начали вытеснять", — говорит Андрей Ольховский, гендиректор ГК "Автодом".
При этом государство не гонится за прибылью с каждой машины. В приоритете — полная загрузка заводов, занятость населения и рост технологического суверенитета.
Экспорт: теперь Китай диктует правила
Китайские автомобили сегодня можно встретить по всему миру — от Бразилии до Бельгии. Только в апреле 2025 года экспорт в эти три страны составил почти 1,7 миллиарда долларов.
Россия, несмотря на близость и дружественные отношения, для китайского автопрома — рынок скорее символический, чем важный с точки зрения объемов. Поставки легковых авто в Россию за 2025 год сократились почти вдвое, а грузовиков — в пять раз.
Технологии, которые меняют всё
Если раньше китайские авто ассоциировались с копиями, то сегодня — с инновациями. Быстрый цикл обновления моделей, ставка на электронику и передовые решения — всё это делает китайцев крайне конкурентоспособными.
- В 2023 году в Китае уже было более миллиона зарядных станций.
- Доля страны в мировом экспорте электромобилей выросла до 35%, а к 2030 может достигнуть 60%.
- Автопилот, ИИ, мультимедиа — всё это уже есть даже в бюджетных моделях.
"Электронные панели, голосовые помощники — всё это сегодня стандарт даже в недорогих моделях", — уточняет Тушков.
У России был шанс — но его почти упустили
Может ли наша страна повторить путь Китая? Эксперты настроены скептически.
Ренат Тюктеев из "Авилона" напомнил, что решающую роль в росте Китая сыграло вступление в ВТО в 2001 году и открытие доступа к глобальным рынкам и технологиям.
"У нас нет такого объема рынка. А китайцы прекрасно понимают, что Россия хочет вырастить своих производителей за их счет — и будут этому мешать", — заявил Ольховский.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru