
Электромобили в Китае перестали быть роскошью — как им удалось изменить правила игры
Китай уверенно перешел от страны велосипедов к безоговорочному мировому лидеру в производстве электромобилей. В то время как в большинстве стран такие машины воспринимаются как предмет роскоши, в Поднебесной они стали повседневной реальностью для миллионов людей.
"Я езжу на электромобиле, потому что я беден", — заявил частный водитель из Гуанчжоу Лу Юньфэн, который в данный момент стоит на зарядной станции.
Его собеседник, Сунь Цзинго, добавил, что вождение бензинового автомобиля обходится слишком дорого. В связи с этим он пытается экономить деньги, управляя электромобилем.
Для жителей крупных городов, таких как Гуанчжоу с его 18 миллионами человек, звуки часов пик давно сменились гулом электромобилей, который становится новым саундтреком мегаполиса.
Почему Китай смог вырваться вперед?
Ключ к успеху лежит в масштабных государственных планах и стратегическом подходе. В начале 2000-х Китай задумался о том, как сохранить лидерство в автомобильной индустрии, заметив, что улицы крупнейших городов заполнены иностранными машинами. Тогда инженер Вань Ган, ставший министром торговли и науки, принял решение сделать ставку на электромобили — совершенно новую для страны нишу, где китайские компании могли конкурировать с мировыми гигантами.
"Он огляделся и сказал: "Хорошая новость: теперь мы крупнейший автомобильный рынок. Плохая: на улицах только иностранные машины"", — рассказывает аналитик Майкл Данн.
Именно с этого момента началась системная поддержка развития электромобилей.
Правительство вложило более 230 миллиардов долларов в индустрию, создавая субсидии для производителей и потребителей, развивая сеть зарядных станций и укрепляя цепочки поставок. Это позволило таким компаниям, как BYD и CATL, стать мировыми лидерами — BYD обогнала даже Tesla по продажам, а CATL производит треть всех аккумуляторов для электромобилей в мире.
Стартапы на подъеме и повседневная жизнь новых водителей
Молодые китайские компании, например XPeng, уже вошли в число крупнейших производителей электромобилей. Их офисы в Гуанчжоу напоминают скорее стартапы Кремниевой долины, где сотрудникам комфортно, а технологии и инновации стоят на первом месте.
"Китай делает то же, что и Европа и США, — создает инфраструктуру и стимулирует спрос, — объясняет президент XPeng Брайан Гу.
Но делает это последовательно, создавая максимально конкурентную среду без фаворитизма.
При цене около 20 000 долларов модель Mona Max от XPeng предлагает функции, которые для многих западных покупателей кажутся роскошью: автономное вождение, голосовое управление, потоковое мультимедиа и даже раскладывающиеся кровати.
Экономия и удобство для обычных людей
Государственные субсидии делают электромобили доступными для широкой аудитории. Лу Юньфэн сравнивает: заправка бензинового автомобиля на 400 километров стоила ему около 200 юаней, тогда как зарядка электромобиля обходится лишь в четверть этой суммы. Бесплатный зеленый номер вместо дорогостоящей регистрации — еще один бонус.
В Шанхае автомобилисты, такие как Дэйзи, выбирают даже не зарядные станции, а современные пункты быстрой замены аккумуляторов, где батарею меняют всего за три минуты. Это не только экономит время, но и снижает стоимость владения.
Вызовы и международные споры
Несмотря на ошеломляющий успех Китая, западные страны смотрят на его достижения с настороженностью. США, Канада и Евросоюз уже ввели пошлины на китайские электромобили, обвиняя страну в несправедливой конкуренции. Великобритания пока не следует их примеру и даже открывает свой рынок для таких производителей, как XPeng и BYD.
Опасения в отношении безопасности данных, связанных с китайскими автомобилями, поднимаются бывшими разведчиками и экспертами. Но представители китайских компаний уверяют, что обеспечивают высокие стандарты защиты информации.
"BYD платит за очень высокий стандарт безопасности данных… Фактически, мы делаем это в 10 раз лучше, чем конкуренты", — говорит исполнительный вице-президент BYD Стелла Ли.
Китай задает тренды мирового автопрома
"Китайцы смотрят в будущее и задаются вопросом: "Может ли кто-то сделать это лучше нас?"", — подчеркивает аналитик Майкл Данн.
В то время как страны Европы и США борются с переходом на электромобили, Китай уже укрепил свои позиции на глобальном рынке и создал инфраструктуру, которой пока нет аналогов.
А для простых водителей, вроде Лу и Сунь, электромобиль — не роскошь, а разумный выбор, который помогает сэкономить и одновременно сделать мир чище.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru