Пенсионер за рулем
Пенсионер за рулем
Алексей Ларин Опубликована 21.06.2025 в 2:59

От одной не останется следа, другая испортит авто: что скрывают Си-Би-антенны

Звучит как анахронизм, но в 2025 году автомобильная Си-Би-связь — да-да, та самая в диапазоне 27 мегагерц — не просто жива, а вызывает жаркие дискуссии. Особенно среди тех, кто неравнодушен к "пятнадцатому каналу". Спор, который никогда не утихает, касается выбора антенны: какую предпочесть — врезную или магнитную?

Казалось бы, зачем это всё нужно, если есть смартфоны и сотовая связь даже в самых глухих уголках? Но реальность упорно не хочет совпадать с ожиданиями. Си-Би-радиостанции по-прежнему можно встретить и в грузовиках, и в легковых авто. А страсти вокруг типа антенны не уступают по накалу ссорам из гаражных форумов о маслах, резине и топливных присадках.

Простая в установке или "навсегда"?

Суть конфликта проста: антенны бывают двух видов — на магнитном основании и врезные. Первые просто устанавливаются на крышу: прилепил, настроил — и можно вещать. Не нужна? Снял — и ни следа. Врезная требует другого подхода: сверлить крышу насквозь, снимать потолочную обшивку, герметизировать, обрабатывать антикором. Такой монтаж необратим, и, даже если снять антенну, "шрам" на крыше останется. Это снижает привлекательность машины для потенциального покупателя — разве что вы найдете редкого энтузиаста, готового оценить ваш вклад в радиодело.

Тем не менее, у врезных антенн преданных сторонников хоть отбавляй. Их главный довод: качество связи. Якобы врезная антенна эффективнее магнитной на порядок. А еще — установка стоит денег, и раз человек их потратил, значит, он хочет верить, что не зря. Тут уже включается классическая психология потребителя: если дорого — значит, лучше. Убедить его в обратном крайне трудно.

Одинаковые по сути

На деле же, утверждает авторитетный эксперт Игорь Гончаренко в беседе с изданием Колёса.Ru, при одинаковых параметрах и корректной настройке разницы между врезной и магнитной антенной практически нет. Он сравнивает их характеристики с помощью программного моделирования.

"Если магнитное основание сделано правильно, есть возможность подстройки согласующего устройства антенны и пользователь может это вменяемо сделать, то разницы в работе нет. Точнее, она совершенно незначительная — "ловить блох” в разнице менее 0,1% мы не будем", — заявил Гончаренко.

Всё упирается в качество исполнения. Магнитное основание — не просто кусок магнита. Оно должно быть снабжено алюминиевой фольгой между магнитом и резиновой прокладкой. Фольга подключается к оплетке кабеля, чтобы высокочастотный ток не шёл через сам магнит, который плохо проводит ток на таких частотах. Если этой фольги нет — будут тепловые потери и ухудшение сигнала. А с ней — всё в порядке.

Подстройка — ключ к успеху

Немаловажно и то, что корпус машины является частью антенны, а значит, влияет на её характеристики. Размеры кузова, его материал и даже толщина краски могут повлиять на работу антенны. Именно поэтому наличие согласующего устройства (СУ) крайне желательно. Оно позволяет компенсировать влияние различий в емкости магнитного основания, которая может варьироваться в пределах 100-900 пикофарад (чаще — около 300 пФ). Это значение вполне укладывается в нормы для стабильной работы, особенно если антенна настраивается вручную.

"Для разделительного конденсатора это не слишком существенно. Ну, будет импеданс этого конденсатора гулять, допустим, от -j10 Ом до -j30 Ом. Это приемлемо даже без подстройки", — поясняет эксперт.

Тем не менее, он предостерегает от использования дополнительных прокладок между магнитом и крышей, поскольку заводская резиновая подложка уже оптимизирована под конкретную конструкцию антенны.

И всё же — стоит ли сверлить крышу?

Если говорить строго технически — нет. Разницы между качественной врезной антенной и качественной магнитной, при условии правильной установки и настройки, нет. По КПД, усилению, направленности они равны. Единственное, чем может оправдаться врезка — это компоновочные требования или личные предпочтения. Например, если хочется, чтобы антенна выглядела более "профессионально" или не сдувалась на больших скоростях. Но на эффективность всё это не влияет.

Интересный факт

В США и Европе больше распространены третий тип антенн — те, что крепятся на кронштейнах к рейлингам, багажникам и даже кенгурятникам. В России они прижились хуже, возможно, из-за климатических особенностей и культурных различий в использовании внедорожной техники.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Москве участились звонки от лжесервисов, заставляющих водителей переводить деньги за ремонт сегодня в 20:11
Ремонт без машины: новая афера лишает московских водителей и денег, и доверия

Мошенники под видом сотрудников автосервисов обманывают москвичей, используя реальные данные клиентов. Как не стать их следующей жертвой — в материале.

Читать полностью »
С июля 2024 года все новые автомобили в ЕС оснащают системой EDR — требование Еврокомиссии сегодня в 19:06
Автомобили заговорят после аварии: теперь каждая машина хранит свою последнюю секунду

С июля 2024 года все новые авто в Европе оснащаются "черным ящиком". Что именно он записывает и кто имеет право узнать, что происходило перед аварией?

Читать полностью »
Nissan рассматривает сотрудничество с Ford и Stellantis для выхода из кризиса сегодня в 18:58
Развод по-японски: почему Nissan устал тащить Renault на себе и с кем теперь ищет спасения

Nissan ищет неожиданных союзников в США и готов продать ключевую технологию e-Power конкурентам. Что заставило японцев на этот шаг — стратегия или отчаяние?

Читать полностью »
Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома сегодня в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование сегодня в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »
Засорённый фильтр и изношенные свечи могут добавить до 7 % к расходу бензина сегодня в 15:31
Бензин утекает сквозь пальцы: скрытые враги вашего бака, о которых никто не думает

Даже ухоженный автомобиль может неожиданно стать "прожорливым". Разбираемся, какие 10 скрытых факторов заставляют двигатель расходовать больше бензина, чем нужно.

Читать полностью »
Владельцы Lada Largus FL пожаловались на тугой руль после ночной стоянки сегодня в 14:23
Машина сопротивляется морозу: как Largus FL заставляет водителей бороться с рулём

Владельцы Lada Largus FL жалуются на тугой руль по утрам, но на АвтоВАЗе уверяют: всё под контролем. Разбираемся, в чём причина и как исправить ситуацию.

Читать полностью »
Цвет выхлопа автомобиля помогает определить неисправность двигателя сегодня в 13:39
Белый, чёрный, синий: язык выхлопа, на котором мотор кричит о помощи

Белый, чёрный или сизый — выхлопной дым способен рассказать о состоянии двигателя больше, чем любые датчики. Разберём, что значит каждый цвет и как действовать.

Читать полностью »