Пенсионер за рулем
Пенсионер за рулем
Алексей Ларин Опубликована 21.06.2025 в 2:59

От одной не останется следа, другая испортит авто: что скрывают Си-Би-антенны

Звучит как анахронизм, но в 2025 году автомобильная Си-Би-связь — да-да, та самая в диапазоне 27 мегагерц — не просто жива, а вызывает жаркие дискуссии. Особенно среди тех, кто неравнодушен к "пятнадцатому каналу". Спор, который никогда не утихает, касается выбора антенны: какую предпочесть — врезную или магнитную?

Казалось бы, зачем это всё нужно, если есть смартфоны и сотовая связь даже в самых глухих уголках? Но реальность упорно не хочет совпадать с ожиданиями. Си-Би-радиостанции по-прежнему можно встретить и в грузовиках, и в легковых авто. А страсти вокруг типа антенны не уступают по накалу ссорам из гаражных форумов о маслах, резине и топливных присадках.

Простая в установке или "навсегда"?

Суть конфликта проста: антенны бывают двух видов — на магнитном основании и врезные. Первые просто устанавливаются на крышу: прилепил, настроил — и можно вещать. Не нужна? Снял — и ни следа. Врезная требует другого подхода: сверлить крышу насквозь, снимать потолочную обшивку, герметизировать, обрабатывать антикором. Такой монтаж необратим, и, даже если снять антенну, "шрам" на крыше останется. Это снижает привлекательность машины для потенциального покупателя — разве что вы найдете редкого энтузиаста, готового оценить ваш вклад в радиодело.

Тем не менее, у врезных антенн преданных сторонников хоть отбавляй. Их главный довод: качество связи. Якобы врезная антенна эффективнее магнитной на порядок. А еще — установка стоит денег, и раз человек их потратил, значит, он хочет верить, что не зря. Тут уже включается классическая психология потребителя: если дорого — значит, лучше. Убедить его в обратном крайне трудно.

Одинаковые по сути

На деле же, утверждает авторитетный эксперт Игорь Гончаренко в беседе с изданием Колёса.Ru, при одинаковых параметрах и корректной настройке разницы между врезной и магнитной антенной практически нет. Он сравнивает их характеристики с помощью программного моделирования.

"Если магнитное основание сделано правильно, есть возможность подстройки согласующего устройства антенны и пользователь может это вменяемо сделать, то разницы в работе нет. Точнее, она совершенно незначительная — "ловить блох” в разнице менее 0,1% мы не будем", — заявил Гончаренко.

Всё упирается в качество исполнения. Магнитное основание — не просто кусок магнита. Оно должно быть снабжено алюминиевой фольгой между магнитом и резиновой прокладкой. Фольга подключается к оплетке кабеля, чтобы высокочастотный ток не шёл через сам магнит, который плохо проводит ток на таких частотах. Если этой фольги нет — будут тепловые потери и ухудшение сигнала. А с ней — всё в порядке.

Подстройка — ключ к успеху

Немаловажно и то, что корпус машины является частью антенны, а значит, влияет на её характеристики. Размеры кузова, его материал и даже толщина краски могут повлиять на работу антенны. Именно поэтому наличие согласующего устройства (СУ) крайне желательно. Оно позволяет компенсировать влияние различий в емкости магнитного основания, которая может варьироваться в пределах 100-900 пикофарад (чаще — около 300 пФ). Это значение вполне укладывается в нормы для стабильной работы, особенно если антенна настраивается вручную.

"Для разделительного конденсатора это не слишком существенно. Ну, будет импеданс этого конденсатора гулять, допустим, от -j10 Ом до -j30 Ом. Это приемлемо даже без подстройки", — поясняет эксперт.

Тем не менее, он предостерегает от использования дополнительных прокладок между магнитом и крышей, поскольку заводская резиновая подложка уже оптимизирована под конкретную конструкцию антенны.

И всё же — стоит ли сверлить крышу?

Если говорить строго технически — нет. Разницы между качественной врезной антенной и качественной магнитной, при условии правильной установки и настройки, нет. По КПД, усилению, направленности они равны. Единственное, чем может оправдаться врезка — это компоновочные требования или личные предпочтения. Например, если хочется, чтобы антенна выглядела более "профессионально" или не сдувалась на больших скоростях. Но на эффективность всё это не влияет.

Интересный факт

В США и Европе больше распространены третий тип антенн — те, что крепятся на кронштейнах к рейлингам, багажникам и даже кенгурятникам. В России они прижились хуже, возможно, из-за климатических особенностей и культурных различий в использовании внедорожной техники.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »