
Хэтчбеки снова в моде: россияне начали массово отказываться от внедорожников — но есть один нюанс
В какой момент универсал стал привлекательнее внедорожника, а хэтчбек — разумнее седана? Весной 2025 года российский авторынок зафиксировал неожиданное изменение: покупатели стали активнее выбирать именно эти форматы. Об этом свидетельствуют данные "Газпромбанк Автолизинга", к которым получили доступ "Известия". Но что стоит за этим сдвигом интересов?
Практичность против статуса
Апрель показал: россияне стали реже покупать седаны и внедорожники. Причём падение их продаж оказалось выше, чем общее снижение по рынку. По данным аналитиков, всего в прошлом месяце было заключено 33,6 тыс. сделок на автомобили отечественных марок — это на 28% меньше, чем в апреле прошлого года.
Из 20 самых продаваемых моделей в стране только 9 смогли нарастить продажи, остальные — просели. Однако ярче всего выделилась тенденция: потребители всё чаще делают ставку на недорогие и функциональные модели — универсалы и хэтчбеки. Они снова в моде, но уже не как стильное решение, а как рациональный выбор.
"Хорошо заметно, что клиенты стали чаще выбирать те относительно недорогие модели автомобилей, которые традиционно считаются наиболее практичными, — это универсалы и хэтчбэки", — прокомментировал Александр Корнев, руководитель направления по работе с импортёрами "Газпромбанк Автолизинга".
Lada теряет позиции — но не во всём
Флагман российского автопрома, бренд Lada, тоже оказался под давлением. В апреле её автомобили выбрали 28,5 тыс. человек — на 33% меньше, чем годом ранее. Особенно сильно просели продажи двух версий Lada Granta: седан 2190 и лифтбек 2191 показали спад на уровне 45-47%.
Зато универсал Lada Vesta смог удивить: несмотря на общее снижение продаж седанов этой модели на 68% (до 3,8 тыс. авто), продажи универсалов подскочили на внушительные 82%, достигнув 3,3 тыс. экземпляров. Это может говорить о переформатировании потребительских предпочтений даже в рамках одной модели.
Внедорожники теряют сезонное преимущество
Даже сезонный пик популярности вседорожников не спас марку Lada от снижения. Модель Niva Travel выбрали только 3,1 тыс. человек (-39%), а классическую Niva Legend — менее 3 тыс. (-35%). Продажи новой Lada Aura пока носят штучный характер: в апреле продано всего 91 автомобиль. Среди более современных решений отметились 420 проданных автомобилей Xcite XCross 7.
Кроссоверы "Москвич", призванные конкурировать в городском сегменте, тоже не выдержали давления рынка: "Москвич 3" потерял 34% объёма продаж, а лифтбек "Москвич 6" — 44%. Всего 23 автомобиля "Москвич 5" и лишь два "Москвич 8" нашли своего покупателя.
УАЗ, JAC и электромобили: разнородная динамика
Производитель УАЗ также зафиксировал спад: 582 проданных внедорожника Patriot (-23%) и 210 пикапов (-41%). Относительно стабильную динамику продемонстрировал пикап Sollers ST6 на базе JAC — 207 автомобилей (-5%).
На фоне общего снижения внимания к традиционным типам авто, интерес к гибридным и электрическим моделям также не радует: за первые четыре месяца 2025 года в России было продано всего 2647 электромобилей — это втрое меньше, чем годом ранее.
Но есть и исключения: продажи гибридного Evolute I-Space достигли 91 единицы в апреле, а бензиновый седан Solaris — 2,3 тыс. авто, что означает рост в 140%.
Что дальше?
Рынок явно ищет баланс между ценой, практичностью и доступными финансовыми инструментами. Кредиты и лизинг стали менее доступны, что, по мнению экспертов, продолжит влиять на потребительское поведение в ближайшие месяцы. Однако уже во второй половине года ситуация может измениться.
"При должном развитии производств и появлении в продаже ожидаемых моделей, таких как Lada Iskra, отечественные марки могут вновь начать укреплять позиции", — прогнозирует Александр Корнев.
Если раньше покупка автомобиля во многом диктовалась статусом, то теперь главными критериями становятся цена, функциональность и экономичность эксплуатации. Универсалы и хэтчбеки, как бы незаметно они ни существовали в тени SUV и седанов, снова выходят на передний план — уже не как альтернатива, а как разумный выбор в новых условиях.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru