
Заполонили страну машинами, а теперь не знают, куда их девать — в чём тайна дилерских распродаж
В Россию завезли так много автомобилей, что теперь с ними не знают, что делать. Торговые площадки перегружены, склады — переполнены, и если бы в страну прямо сейчас полностью прекратился ввоз машин, дилеры ещё могли бы работать как минимум полгода без новых поставок.
Полмиллиона лишних машин — и всё ещё завозят
В начале 2024 года на складах числилось порядка 700 тысяч автомобилей. Уже тогда рынок забил тревогу: это слишком много даже по меркам крупнейших дистрибьюторов. Сейчас, по оценкам экспертов, эта цифра снизилась, но остаётся чрезмерно высокой. И самое тревожное: большая часть этих машин — не свежего производства. Дилеры вынуждены продавать остатки 2023 и даже 2022 годов.
В попытке ускорить распродажу "залежалого" товара автосалоны устроили масштабные распродажи. Скидки доходят до десятков процентов, а для покупателей предлагаются рассрочки и бонусы. Но даже это не всегда помогает.
У одних — избыток, у других — дефицит
Ситуация на рынке далеко не однозначна.
"Некоторые бренды буквально захлебываются от избыточных поставок — у них 10-месячные запасы. Но есть и марки, где дефицит ощущается уже сейчас — особенно по отдельным, более востребованным моделям", — подчёркивает Андрей Терлюкевич, Генеральный директор ГК "Автоспеццентр".
Согласен с ним и Андрей Ольховский, глава ГК "Автодом". Он указывает на то, что у большинства марок дилерские остатки составляют от шести до семи месяцев продаж. За май, по его словам, весь сток "постарел" ещё на один месяц, а значит, стал ещё менее ликвидным.
"А главное — с каждым днём растёт его себестоимость", — отмечает эксперт.
И это делает скидочную политику ещё более болезненной для самих продавцов.
Однако не все участники рынка столь пессимистичны. Илья Петров, директор розничных продаж автомобильной группы "Авилон", говорит об обратной тенденции: запасы действительно начали сокращаться. При этом он прогнозирует, что к концу лета, наоборот, может возникнуть нехватка по отдельным популярным моделям — особенно если спрос неожиданно подскочит.
"У большинства дилеров запасы сохраняются на уровне четырёх месяцев. Это много, но ситуация управляемая", — подтверждает эту точку зрения Николай Иванов, руководитель департамента новых автомобилей компании "Рольф".
Почему машины не продаются?
Проблема, с которой столкнулся российский рынок, во многом объясняется перегибами с логистикой. После резкого провала поставок в 2022 году, бизнес постарался перестраховаться. Дистрибьюторы наладили параллельный импорт, заключили контракты с новыми азиатскими партнёрами и начали заказывать автомобили с избытком — "чтобы наверняка". Однако спрос, вопреки ожиданиям, не пошёл вверх. Экономическая нестабильность, снижение покупательской способности, высокие ставки по кредитам и возросшая стоимость владения автомобилем сделали своё дело.
Кроме того, у потенциальных клиентов остаётся психологический барьер. Многие ждут ещё больших скидок — ведь видно, что машины залеживаются. Кто-то надеется на улучшение экономической ситуации. Кто-то — на появление новых субсидий от государства.
Что будет дальше?
Некоторые аналитики предупреждают: если ситуация не изменится, рынок может столкнуться с парадоксом — при общем изобилии машин появится дефицит по конкретным востребованным моделям.
Показательно, что в Китае — главном сейчас поставщике автомобилей в РФ — производители начали пересматривать условия отгрузок, отказываясь от слишком больших партий, которые не удаётся продать в разумные сроки.
Интересный факт
По данным агентства "Автостат", в мае 2024 года средний срок нахождения автомобиля на складе у дилеров в крупных городах России превысил 180 дней — это почти в два раза больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru