КАЗ-608В Колхида Тягач
КАЗ-608В Колхида Тягач
Олег Белов Опубликована 03.07.2025 в 11:31

50 самосвалов и ни одного водителя: как Чукотка запустила цифровой переворот

На Чукотке готовится запуск уникального проекта — здесь создадут зону, в которой будут работать беспилотные карьерные самосвалы. И всё это — в суровых условиях Заполярья, на территории будущего Баимского горно-обогатительного комбината (ГОКа). Да, речь идёт о месте, куда не так-то просто добраться даже человеку, не говоря уже о грузовике. Тем не менее именно здесь планируют протестировать технологии будущего.

Цифровое производство под землёй
Главная цель проекта — создать замкнутую производственную экосистему, в которой ключевые процессы — от бурения до транспортировки руды — выполняются без участия человека. Помимо самосвалов с автопилотом, в схеме будут участвовать беспилотные буровые установки и интеллектуальная система управления, объединяющая всё в единый цифровой контур.

Перевозка руды из карьера на обогатительную фабрику станет полностью автономной. Предполагается, что на первом этапе будет использоваться до 50 самосвалов, каждый из которых способен перевозить до 320 тонн груза.

Кто делает эти машины?
Официально производитель техники не раскрывается. Однако уже несколько лет над подобными решениями работают и БелАЗ, и КАМАЗ — так что есть вероятность, что в проекте будет задействована техника именно этих компаний.

Четвёртый — не лишний?
В России уже действуют четыре экспериментальных правовых режима (ЭПР) для беспилотного наземного транспорта. Все они связаны с движением по обычным дорогам — и именно там автономные системы "учат" соблюдать ПДД. Общий пробег этих машин с 2022 года превысил 20 миллионов километров, а беспилотники перевезли более 20 000 тонн грузов.

Новый ЭПР отличается: здесь не нужны ПДД — транспорт работает в горнодобывающей зоне, где главные правила касаются промышленной безопасности.

Почему именно Чукотка?
Регион выбран не случайно. Баимский ГОК строится в районе месторождения Песчанка, одного из крупнейших в России по запасам меди. Создание ЭПР здесь позволит сразу внедрить технологии будущего на практике — без необходимости адаптации к городской инфраструктуре.

"Это будет единый цифровой производственный контур", — рассказал Георгий Фотин, член совета директоров ГДК "Баимская", компании-владельца проекта.

Технологии как способ выживания
Управлять техникой в условиях вечной мерзлоты и экстремального климата — задача не из лёгких. Именно поэтому автоматизация здесь не просто удобство, а необходимость. Людям всё труднее работать в таких условиях, а машины — не устают, не болеют и не боятся минус пятидесяти.

В чём смысл?
Новый ЭПР — это не просто "игрушка" для разработчиков. Это — способ протестировать технологии, которые в будущем могут лечь в основу массового внедрения беспилотного промышленного транспорта. Не в мегаполисах, а именно там, где людям работать всё сложнее, а потребность в добыче ресурсов — всё выше.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »