Lada
Lada
Алексей Ларин Опубликована 01.07.2025 в 5:04

Громкие заявления, пустые парковки и упущенный шанс: почему господдержка загоняет автопром в тупик

Российский автопром рискует оказаться в ловушке собственных привилегий. Пока китайские производители борются друг с другом за каждый процент рынка, отечественный гигант — АвтоВАЗ — продолжает рассчитывать на поддержку государства, вместо того чтобы заниматься развитием.

Миронов: пора перестать "нянчиться" с АвтоВАЗом

Депутат Госдумы Сергей Миронов резко высказался о текущей модели поддержки российского автопрома. По его мнению, бюджетные вливания в АвтоВАЗ не способствуют развитию — наоборот, мешают формированию реальной конкуренции и тормозят рост качества отечественных автомобилей.

"В Китае автоконцерны живут в условиях жёсткой конкуренции, и это формирует совершенно другую динамику цен и качества", — отметил он. — "А у нас продолжают холить и лелеять единственный крупный завод, отгородив его от внешнего давления".

Миронов обращает внимание на тот факт, что при отсутствии конкуренции российский производитель фактически оказывается в тепличных условиях — и это не стимулирует его к инновациям. Между тем, китайский автопром показывает: именно конкуренция заставляет работать лучше и предлагать рынку лучшие решения.

Повышение утильсбора ударило по всем

Депутат также напомнил, что лоббируемое АвтоВАЗом повышение утилизационного сбора уже сыграло с рынком злую шутку. Цены на автомобили, включая продукцию самого АвтоВАЗа, резко подскочили. При этом китайские бренды, даже несмотря на пошлины и ограничения, смогли сохранить привлекательность.

"Результаты этой "хитрой” политики очевидны: стоянки забиты непроданными "Ладами”, цены заоблачные, спрос падает, а вместе с ним и доходы бюджета от того самого утильсбора, — возмущается депутат. — Теперь пытаются спасти положение огромными скидками на Lada, но кто сказал, что это сработает?".

Миронов подчёркивает: проблема не только в экономике. Недостаток инженерных компетенций, слабая компонентная база, технологическое отставание — всё это требует системных решений, а не временных дотаций.

Почему стоит брать пример с Китая

Сравнение с Китаем становится всё более наглядным. За последние 10 лет КНР смогла не просто войти в число мировых лидеров в автопроме, но и активно вытеснять западные и японские бренды как внутри страны, так и за её пределами. Этому способствовали не столько субсидии, сколько жёсткий внутренний рынок.

К примеру, в 2024 году в Китае действовало более 100 автомобильных брендов, и только самые конкурентоспособные смогли удержаться. Это привело к тому, что китайские авто стали не только доступнее, но и технологичнее — с акцентом на электромобили, цифровизацию и безопасность. В то же время АвтоВАЗ продолжает использовать платформы десятилетней давности, а масштабное обновление модельного ряда остаётся на стадии планов.

Господдержка как тупик

По мнению Миронова, нынешняя модель господдержки уже не работает. Вливания в АвтоВАЗ приносят всё меньше эффекта, но продолжают "пожирать" бюджет. При этом ситуация на рынке ухудшается: падает спрос, растёт зависимость от импорта компонентов, а отечественные модели теряют привлекательность.

"Понимаю, что дело не только в деньгах, нужна конструкторская база, производство компонентов. Сложностей масса. Но разве есть альтернатива? Лично я её не вижу. Я вижу только что нынешняя модель господдержки автопрома все дальше загоняет нас в тупик", — заявил Миронов.

Интересный факт

По данным Международной организации автопроизводителей (OICA), в 2024 году Китай выпустил более 30 миллионов автомобилей — в 15 раз больше, чем Россия. Из них около 60% — электромобили и гибриды. Россия же делает ставку преимущественно на традиционные двигатели и не планирует массовую электрификацию автопарка в ближайшие годы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

При загоревшейся лампочке топлива можно проехать 70–100 км вчера в 23:35
Лампочка топлива мигает — а вы уже паникуете? Эксперт раскрыл главную автомобильную ловушку

Загорелась лампочка топлива — не спешите на первую попавшуюся заправку. Моторист объяснил, почему торопливость может обернуться ремонтом, а спокойствие — экономией.

Читать полностью »
Сверление катализатора приводит к поломке двигателя вчера в 23:32
Сверление катализатора — это бомба замедленного действия в вашем автомобиле

Автомеханики всё чаще сталкиваются с "народным лайфхаком" — сверлением катализатора. Разбираемся, зачем это делают водители и почему такое решение может стоить двигателя.

Читать полностью »
Галогенные фары оказались эффективнее LED в зимних условиях вчера в 22:40
Галогенные фары — это не прошлый век: 3 причины, почему они спасают жизни

Светодиоды считаются современнее, но в некоторых ситуациях старые добрые галогенные фары дают фору новинкам — и по цене, и по безопасности.

Читать полностью »
За использование магнитной рамки для скрытия номера грозит штраф 5000 рублей и лишение прав вчера в 22:38
Магнитные рамки на номерах: от экономии до суда один шаг

Магнитная рамка для номера кажется безобидным аксессуаром, но её использование для сокрытия регистрационного знака грозит штрафами и лишением прав — разберёмся, почему.

Читать полностью »
вчера в 21:56
Машина стареет быстрее хозяина: как пятилетние авто вдруг стали мечтой россиян

В России растёт интерес к пятилетним автомобилям — особенно к отечественным моделям. Какие марки лидируют и стоит ли покупать такие машины прямо сейчас?

Читать полностью »
Tesla запатентовала надувной спойлер с автоматическим изменением формы для Cybertruck вчера в 20:52
Металл больше не нужен: как Tesla уничтожила сам смысл слова "спойлер"

Tesla снова впереди: Cybertruck получит спойлер, который не из металла, а из воздуха. Как работает это чудо инженерии — и что оно даст водителям?

Читать полностью »
Импорт новых автомобилей в Россию сократился на 67% — данные вчера в 19:04
Когда машин меньше, а выбор больше: странный феномен российского автогода

Импорт новых автомобилей в Россию резко сократился, но рынок при этом не рухнул — на смену зарубежным поставкам пришли локальные сборки и новые бренды из Азии.

Читать полностью »
Турбированные двигатели позволяют китайским автомобилям соответствовать нормам по выбросам вчера в 18:56
Сначала смеялись, теперь завидуют: как "китайцы" заставили водителей забыть про автомат

Почему китайские бренды отказались от атмосферников и классических автоматов в пользу турбомоторов и "роботов" — и как это повлияло на надёжность машин.

Читать полностью »