Водитель
Водитель
Алексей Ларин Опубликована 27.06.2025 в 8:52

Минус 20% по смертям, но плюс 25% по авариям — тревожная математика подростков за рулём

Может ли подросток управлять мопедом или автомобилем без прав? На дорогах России становится всё опаснее — и виноваты в этом, в том числе, взрослые.

Несовершеннолетние за рулём: тревожная статистика

По данным Госавтоинспекции МВД РФ, с начала года в стране наблюдается рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием водителей младше 16 лет. Только за период с января по май было зафиксировано 739 подобных аварий — это на 20,4% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В этих инцидентах пострадали 734 ребёнка — прирост почти 22%.

Несмотря на общую тревожную тенденцию, количество смертельных ДТП по вине несовершеннолетних немного сократилось: погибло 12 подростков, что на 20% меньше, чем годом ранее. Но расслабляться рано — особенно если взглянуть на более узкий, но крайне опасный сегмент: управление мото- и мототранспортом.

Мопеды, питбайки и безответственные подарки

Среди всех аварий с детьми-водителями особую обеспокоенность вызывает категория тех, кто находился за рулём мопеда или мотоцикла. Именно на их долю приходится 75% подобных случаев. За пять месяцев 2025 года число аварий с участием таких транспортных средств увеличилось на 24,5% — до 554 происшествий. Пострадали 550 детей. Показатель смертности среди этой категории остался неизменным — 10 погибших.

По словам Сергея Хранцкевича, начальника отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД РФ, одной из ключевых причин подобной статистики является тотальное отсутствие контроля со стороны родителей.

"Дети получают доступ к транспортным средствам, не имея ни соответствующих навыков, ни прав, ни даже элементарного понимания правил дорожного движения", — отметил он.

Особую тревогу вызывают случаи, когда взрослые сознательно приобретают несовершеннолетним детям мопеды, скутеры или питбайки. Причём зачастую такие "подарки" преподносятся без какой-либо попытки объяснить основы безопасного поведения на дороге.

Что говорит закон?

Для управления мопедом, скутером или иным моторизированным средством передвижения требуется водительское удостоверение с открытой категорией "M". Получить его можно только после 16 лет и прохождения обучения в автошколе. Однако многие подростки садятся за руль без этого допуска — чаще всего с ведома или даже при участии родителей.

Неудивительно, что инспекторы ГИБДД снова и снова подчёркивают необходимость надзора: прятать ключи, не допускать детей к управлению техникой и, главное, не относиться к мопеду как к игрушке. Ведь за подобное "баловство" предусмотрена вполне конкретная административная ответственность.

  • Если ребёнок управляет транспортом без прав, ему грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей, а транспорт будет эвакуирован на штрафстоянку.

  • Родителю или другому взрослому, который допустил это — например, передал ребёнку ключи, — предстоит заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей.

Кто в ответе?

Главная мысль, которую пытается донести Госавтоинспекция — дети не появляются на дороге сами по себе. За каждым несовершеннолетним водителем стоит взрослый, который либо допустил, либо проигнорировал факт управления ребёнком транспортным средством.

"К сожалению, во многих семьях царит безответственность. Взрослые не контролируют, где находятся ключи от автомобиля, не интересуются, где их ребёнок, и кто дал ему технику. А когда случается беда — оказывается, что всё это было "невинной шалостью”", — подчёркивают в ГАИ.

При этом статистика прямо указывает на прямую зависимость между доступностью транспорта для подростков и уровнем аварийности. Достаточно ограничить ключевые факторы риска — и показатели начнут снижаться. Это в том числе доказано опытом тех регионов, где усилили профилактику и контроль за несовершеннолетними водителями.

Почему это происходит?

Рост числа несовершеннолетних водителей связан не только с отсутствием контроля. В ряде случаев виной становится и желание родителей показать "крутой" подарок, дать ребёнку почувствовать взрослость и свободу. Особенно часто такое происходит в небольших населённых пунктах, где мопед воспринимается не как транспорт, а как атрибут подросткового досуга.

Что могут сделать родители?

Чтобы уберечь детей, взрослые должны:

  • хранить ключи от транспорта в недоступных для ребёнка местах.

  • не покупать несовершеннолетним скутеры, мопеды и особенно питбайки.

  • объяснять с раннего возраста, почему важно соблюдать правила дорожного движения.

  • контролировать досуг ребёнка, особенно в летние месяцы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Новичкам лучше брать первый автомобиль простым и недорогим — автоинструктор сегодня в 18:59
Беру ключи и сажусь за руль: почему первые месяцы вождения лучше пережить на простой машине

Как выбрать первую машину новичку: простой и недорогой авто, компактные габариты, ремонтопригодность, коробка по опыту и умеренная динамика без лишних рисков.

Читать полностью »
В тонущей машине важно не сломать ручку двери — автоэксперт Субботин сегодня в 17:11
Авто идет ко дну молча и быстро: алгоритм спасения, который должен знать каждый водитель

Автоэксперт Вячеслав Субботин рассказал NewsInfo, как выбраться из тонущего автомобиля.

Читать полностью »
В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »