Водитель за рулём
Водитель за рулём
Алексей Ларин Опубликована 23.05.2025 в 5:39

 Скидка в 50% на штрафы может вернуться, но есть подвох — не все водители будут рады

Полтора миллиарда рублей — примерно столько экономили российские водители ежегодно благодаря 50-процентной скидке на штрафы. Привычка платить в течение 20 дней после постановления стала нормой: выгодно и удобно. Но с 2025 года условия изменились, и теперь этот бонус стал скромнее — всего 25% при увеличенных суммах штрафов. Вернётся ли прежняя система и кто в этом заинтересован на самом деле?

Что предлагали и что отменили

До января 2025 года система скидок работала просто: оплатил штраф за нарушение правил дорожного движения в течение 20 дней — получил 50% скидку. Даже за превышение скорости платили всего 250 рублей вместо 500. Система была введена в 2016 году по инициативе депутата Госдумы Вячеслава Лысакова и показала высокую эффективность: мотивация платить штрафы вовремя работала на всех уровнях.

Однако с нового года всё изменилось: штрафы выросли на четверть, а максимальная скидка сократилась с 50% до 25%. Правда, оплатить штраф по новой системе можно в течение 30 дней — на 10 больше, чем раньше. Например, если вас поймали за превышение скорости более чем на 20 км/ч, теперь платите 562,50 рублей вместо прежних 250.

Что предлагает депутат Нилов

В мае 2025 года глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов предложил вернуть водителям старую добрую 50-процентную скидку — но с нюансами. Суть его законопроекта:

  • 50% скидка сохраняется, если штраф оплачен в течение первых 20 дней;

  • если оплатить с 21-го по 30-й день — действует текущая 25% скидка;

  • после 30 дней — полная сумма штрафа без поблажек.

Идея — создать "стимулирующую лестницу": чем быстрее платишь, тем больше экономишь. Это не только выгодно автовладельцам, но и разгружает систему взыскания долгов, поскольку меньше дел доходит до судебных приставов.

Нилов уверен, что реформа не просто вернёт популярную норму, но и поможет государству сэкономить на административных издержках.

Эксперты: идея хорошая, но шансов немного

С идеей вернуть старую скидку согласны многие. Автоюрист Александр Шумский отметил, что наличие стимула платить штрафы сразу выгодно обеим сторонам: и водителям, и государству. Пока была скидка — платили быстро. Нет скидки — нет мотивации.

Однако сам Вячеслав Лысаков, автор изначального закона о скидке, инициативу Нилова назвал политическим шоу: "Это пиар ЛДПР. Один шанс из миллиона, что Минфин пойдёт на это". По его словам, с отменой 50-процентной скидки и увеличением штрафов государство получило больше денег. А откатываться назад Минфин не собирается.

Лысаков открыто признался, что сам теперь платит штрафы через 70 дней — уже безо всяких скидок: "Не хочу радовать Минфин быстрыми деньгами". Более того, он уверен, что многие делают так же — особенно на периферии, где нет карт, а судебные приставы добираются не до всех.

Почему отменили 50% — версия Лысакова

Отмена старой системы, по мнению Лысакова, была проведена по сомнительной схеме. В региональный закон о штрафах за отсутствие ОСАГО на втором чтении Госдумы неожиданно внесли правки:

  • МВД и ГИБДД не участвовали в разработке;

  • обсуждение на втором чтении не проводилось;

  • последствия для дорожной безопасности не анализировались;

  • часть денег разрешили направлять в федеральный бюджет.

Получилась своеобразная "бюджетная спецоперация": убрать стимул к быстрой оплате и поднять доходы. Всё просто и эффективно — но не в пользу водителей.

Что дальше?

Хотя поддержка инициативы Нилова среди автомобилистов велика, вероятность её принятия — ничтожна. Минфин категорически не заинтересован в снижении поступлений. Даже если часть нарушителей станет игнорировать штрафы — общая сумма поступлений всё равно останется выше, чем в "эпоху скидок".

А значит, возвращение 50% скидки пока выглядит как приятная, но нереалистичная мечта. Или, как сказал Лысаков, "самопиар с одним шансом из миллиона".

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »