
Скидка в 50% на штрафы может вернуться, но есть подвох — не все водители будут рады
Полтора миллиарда рублей — примерно столько экономили российские водители ежегодно благодаря 50-процентной скидке на штрафы. Привычка платить в течение 20 дней после постановления стала нормой: выгодно и удобно. Но с 2025 года условия изменились, и теперь этот бонус стал скромнее — всего 25% при увеличенных суммах штрафов. Вернётся ли прежняя система и кто в этом заинтересован на самом деле?
Что предлагали и что отменили
До января 2025 года система скидок работала просто: оплатил штраф за нарушение правил дорожного движения в течение 20 дней — получил 50% скидку. Даже за превышение скорости платили всего 250 рублей вместо 500. Система была введена в 2016 году по инициативе депутата Госдумы Вячеслава Лысакова и показала высокую эффективность: мотивация платить штрафы вовремя работала на всех уровнях.
Однако с нового года всё изменилось: штрафы выросли на четверть, а максимальная скидка сократилась с 50% до 25%. Правда, оплатить штраф по новой системе можно в течение 30 дней — на 10 больше, чем раньше. Например, если вас поймали за превышение скорости более чем на 20 км/ч, теперь платите 562,50 рублей вместо прежних 250.
Что предлагает депутат Нилов
В мае 2025 года глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов предложил вернуть водителям старую добрую 50-процентную скидку — но с нюансами. Суть его законопроекта:
-
50% скидка сохраняется, если штраф оплачен в течение первых 20 дней;
-
если оплатить с 21-го по 30-й день — действует текущая 25% скидка;
-
после 30 дней — полная сумма штрафа без поблажек.
Идея — создать "стимулирующую лестницу": чем быстрее платишь, тем больше экономишь. Это не только выгодно автовладельцам, но и разгружает систему взыскания долгов, поскольку меньше дел доходит до судебных приставов.
Нилов уверен, что реформа не просто вернёт популярную норму, но и поможет государству сэкономить на административных издержках.
Эксперты: идея хорошая, но шансов немного
С идеей вернуть старую скидку согласны многие. Автоюрист Александр Шумский отметил, что наличие стимула платить штрафы сразу выгодно обеим сторонам: и водителям, и государству. Пока была скидка — платили быстро. Нет скидки — нет мотивации.
Однако сам Вячеслав Лысаков, автор изначального закона о скидке, инициативу Нилова назвал политическим шоу: "Это пиар ЛДПР. Один шанс из миллиона, что Минфин пойдёт на это". По его словам, с отменой 50-процентной скидки и увеличением штрафов государство получило больше денег. А откатываться назад Минфин не собирается.
Лысаков открыто признался, что сам теперь платит штрафы через 70 дней — уже безо всяких скидок: "Не хочу радовать Минфин быстрыми деньгами". Более того, он уверен, что многие делают так же — особенно на периферии, где нет карт, а судебные приставы добираются не до всех.
Почему отменили 50% — версия Лысакова
Отмена старой системы, по мнению Лысакова, была проведена по сомнительной схеме. В региональный закон о штрафах за отсутствие ОСАГО на втором чтении Госдумы неожиданно внесли правки:
-
МВД и ГИБДД не участвовали в разработке;
-
обсуждение на втором чтении не проводилось;
-
последствия для дорожной безопасности не анализировались;
-
часть денег разрешили направлять в федеральный бюджет.
Получилась своеобразная "бюджетная спецоперация": убрать стимул к быстрой оплате и поднять доходы. Всё просто и эффективно — но не в пользу водителей.
Что дальше?
Хотя поддержка инициативы Нилова среди автомобилистов велика, вероятность её принятия — ничтожна. Минфин категорически не заинтересован в снижении поступлений. Даже если часть нарушителей станет игнорировать штрафы — общая сумма поступлений всё равно останется выше, чем в "эпоху скидок".
А значит, возвращение 50% скидки пока выглядит как приятная, но нереалистичная мечта. Или, как сказал Лысаков, "самопиар с одним шансом из миллиона".
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru