Разбитое стекло
Разбитое стекло
Евгений Акопян Опубликована 18.05.2025 в 2:17

Камень из-под колёс разбил стекло — как водитель лишился прав без аварии

Можно ли считать камень из-под колёс причиной ДТП? Верховный суд ответил категорично — нет. Разбираемся, почему ситуация с разбитым лобовым стеклом не получила юридического статуса аварии, хотя водитель, из-под чьей машины вылетел камень, оказался лишён прав.

Как водителя лишили прав за происшествие с камнем

История начинается с того, что водитель был обвинён в оставлении места ДТП. Пострадавший вызвал ГИБДД и оформил повреждение лобового стекла как ДТП, после чего водителя объявили в розыск. Районный и областной суды признали мужчину виновным и лишили прав на год.

Однако ситуация оказалась неоднозначной: сам водитель не имел ни малейшего представления о том, что из-под его колёс вылетел камень и повредил чужой автомобиль. Именно этот факт стал отправной точкой для обращения в Верховный суд.

Верховный суд: где граница между аварией и случайностью?

Суть претензии заключалась в том, что нижестоящие суды приняли за факт ДТП инцидент с камнем, не проверив его как ДТП по всем критериям.

Верховный суд напомнил, что для признания события аварией нужно подтвердить сам факт ДТП, а не только наличие повреждений. В представленном деле было подтверждено, что лобовое стекло разбито, но это не доказывало прямой причинно-следственной связи с действиями водителя.

Почему инцидент не считают аварией?

Автоюрист Сергей Смирнов объясняет, что с точки зрения ПДД ситуация действительно могла бы быть аварией, если бы имели место преднамеренные действия или халатность водителя. По правилам, повреждения транспортных средств требуют остановки и оформления ДТП.

Однако, как пояснил автоэксперт Михаил Никитин, в данном случае события развивались независимо от воли водителя. Он не мог предвидеть, что камень вылетит и повредит чужой автомобиль.

"Никакой уникальности в данном случае нет. Скорее присутствует парадокс: ради исправления ошибки, совершённой судом первой инстанции, человеку приходится обращаться в Верховный суд", — отмечает Никитин.

Эксперт добавил, что при этом невиновный водитель всё это время оставался поражённым в правах, так как был лишён водительского удостоверения

Компенсация — только по каско, а не по ОСАГО

Если вы оказались владельцем автомобиля с разбитым стеклом в подобной ситуации, рассчитывать на компенсацию по ОСАГО не стоит. Этот полис не покрывает случаи, где нет вины водителя.

ОСАГО действует только при наличии вины одного из участников ДТП.
Компенсация возможна лишь при наличии каско или специальных опций, включённых в страховой договор, которые позволяют быстро заменить стекло без разбирательств.

Когда вину всё-таки признают?

Совсем иначе дело обстоит, если водитель плохо закрепил груз. Если камень или другой предмет упадёт с машины и попадёт в транспортное средство рядом — тогда это уже ДТП с явной виной.

"В этом случае ответственность за причинённый ущерб будет уже нести водитель, который неправильно перевозил груз", — объясняет Сергей Смирнов.
Кроме того, если водитель умышленно уедет с места инцидента, а второй участник оформит событие как ДТП, то лишение прав вполне возможно.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »