буксировка
буксировка
Алина Семёнова Опубликована 04.10.2025 в 22:54

Буксировка автомобиля: почему водители годами нарушают правила и не знают об этом

При буксировке обе машины должны обозначить себя аварийкой

Буксировка автомобиля на тросу или жёсткой сцепке — ситуация нередкая. Но далеко не все водители знают, что и здесь действуют строгие правила. Одно из самых частых недоразумений связано с аварийной сигнализацией: кто её включает — буксирующее авто или буксируемое? Автоинструктор пояснил: обе машины должны обозначить себя "аварийкой".

Когда разрешена буксировка

Перемещать неисправный автомобиль можно только при выполнении ряда условий:

  • в обеих машинах находятся водители с соответствующими категориями;

  • у водителя буксирующего авто стаж вождения не менее 2 лет;

  • правильно подобран тип сцепки:

    • жёсткая — для грузовиков и тяжёлых авто;

    • мягкий трос — для легковых машин.

В противном случае инспекторы ГАИ могут выписать штраф.

Как должна работать аварийная сигнализация

По правилам ПДД, "аварийку" при буксировке включают оба автомобиля:

  • буксируемый — чтобы обозначить, что машина неисправна;

  • буксирующий — чтобы другие водители видели автопоезд и держали дистанцию.

Это особенно важно в плотном потоке или на трассе, где подобная связка ТС требует большего пространства для манёвров.

Дополнительные требования

  • Скорость буксировки должна быть на 20 км/ч ниже, чем разрешено на участке дороги.

  • На буксирующем автомобиле должны работать ближний свет фар или ДХО.

  • Масса буксирующего ТС должна быть больше или сопоставима с массой буксируемого.

Автомат и вариатор: особые ограничения

  • Буксировка автомобиля с АКПП допустима только на малых скоростях (до 50 км/ч).

  • Дистанция без остановки — не более 50 км.

  • Машины с вариатором и "роботом" крайне нежелательно использовать для буксировки.

Нарушение этих правил грозит перегревом и поломкой трансмиссии, ремонт которой может стоить дороже самой машины.

Сравнение способов буксировки

Способ Когда применяют Ограничения
Мягкий трос Легковые авто, короткие дистанции Требует аккуратности, риск рывков
Жёсткая сцепка Грузовики, большие массы Сложнее маневрировать
Частичная погрузка Машины с АКПП и вариатором Требуется спецтехника
Полная погрузка (эвакуатор) Дальний путь, дорогие авто Дороже, но безопаснее

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: "аварийку" включает только одна машина.
    → Последствие: автопоезд хуже заметен, риск ДТП.
    → Альтернатива: активировать сигнализацию и на буксирующем, и на буксируемом авто.

  • Ошибка: превышение скорости при буксировке АКПП.
    → Последствие: перегрев коробки, дорогостоящий ремонт.
    → Альтернатива: соблюдать лимит 50 км/ч и останавливаться каждые 40-50 км.

  • Ошибка: буксировка "тяжёлым" легковым автомобилем маленькой машинки.
    → Последствие: перегрузка, риск аварии.
    → Альтернатива: выбирать авто сопоставимой массы или вызывать эвакуатор.

А что если нет "аварийки"?

Водителям стоит заранее проверить исправность световой сигнализации. Если аварийная не работает:

  • на буксируемом авто закрепляют сзади красный флаг или табличку "Буксировка";

  • на буксирующем — используют ближний свет фар.

Плюсы и минусы буксировки "по правилам"

Плюсы Минусы
Безопасность для всех участников движения Меньшая скорость передвижения
Снижение риска аварий Требуется опыт обоих водителей
Отсутствие претензий от ГАИ Нельзя далеко буксировать авто с АКПП

Советы шаг за шагом

  1. Перед началом проверьте трос или сцепку.

  2. Обсудите с водителем неисправной машины сигналы (например, моргание фарами).

  3. Включите аварийку на обеих машинах.

  4. Держите скорость ниже разрешённой минимум на 20 км/ч.

  5. Избегайте резких рывков при старте и торможении.

FAQ

Кто обязан включить аварийку при буксировке?
Обе машины: и буксирующая, и буксируемая.

Можно ли буксировать машину с АКПП?
Да, но на скорости до 50 км/ч и не более 50 км за один раз.

Можно ли буксировать без второго водителя?
Нет, по ПДД в обеих машинах должны находиться водители.

Мифы и правда

  • Миф: "аварийку" включает только сломанная машина.
    Правда: включать должны обе.

  • Миф: буксировка всегда безопасна.
    Правда: при нарушении правил легко "убить" коробку или попасть в ДТП.

  • Миф: на трассе можно ехать быстрее 80 км/ч, если тянет внедорожник.
    Правда: скорость ограничена независимо от мощности авто.

3 интересных факта

  1. В некоторых странах буксировка без аварийки карается лишением прав.

  2. Первые буксировочные тросы в СССР делали из капроновых канатов.

  3. В Японии буксировка легковых машин на дорогах общего пользования почти запрещена — используют только эвакуаторы.

Исторический контекст

В СССР буксировка на тросе считалась нормой даже на дальние расстояния.

В 1990-е массово использовали жёсткие сцепки для грузовиков.

Сегодня при долгих маршрутах предпочтение отдаётся эвакуатору — безопаснее и для авто, и для водителей.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »