Mazda Miata
Mazda Miata
Олег Белов Опубликована 24.09.2025 в 13:00

77 лет — и целая эпоха: что оставил после себя отец культовых Mazda

Дизайнер Mazda Том Матано, автор Miata и RX-7, скончался на 77-м году жизни

Автомобильный мир потерял одного из самых значимых дизайнеров. Том Матано, легендарный автор облика Mazda Miata и RX-7, скончался 20 сентября на 77-м году жизни.

Его называли "отцом Miata", ведь именно он вместе с Бобом Холлом стоял у истоков культового родстера. Но вклад Матано в мировую автомобильную индустрию значительно шире.

Карьера: от GM до BMW

Будущий дизайнер родился в Японии и окончил университет Сэйкэй в Токио по инженерной специальности в 1969 году. После этого он перебрался в США и поступил в Art Center School of Design в Пасадене, где получил художественное образование.

В 1974 году Матано начал работать в General Motors, а вскоре уехал в Австралию, чтобы присоединиться к Holden. Там он занимался в том числе оформлением спортивных автомобилей марки. Затем его путь привёл в Мюнхен, в BMW, где он участвовал в разработке 3-й серии E36.

Mazda и рождение иконы

Настоящая слава пришла к нему в Mazda. В 1983 году он стал главным дизайнером североамериканского подразделения компании, а затем возглавил глобальное дизайн-бюро марки. Под его руководством появились:
• первый и второй поколения Miata (NA и NB),
• третье поколение RX-7 (FD).

Его философия формировала стиль марки почти два десятилетия. В 2002 году, завершив карьеру в Mazda, Матано возглавил Школу промышленного дизайна в Университете искусств Сан-Франциско.

Дизайнер и наставник

Особенность Матано была не только в таланте художника, но и в открытости. Он регулярно общался с фанатами Miata, участвовал в автособытиях и вдохновлял молодых дизайнеров. Именно это сделало его уход особенно тяжёлым для сообщества.

Цитата о философии дизайна

"Мы должны начинать с человека. С реальных потребностей пользователей, прежде всего — с предложений тёплых и в каком-то смысле эмпатичных решений. Я помню, как, создавая линии RX-7 FD, я думал о спортивном, но не мускулистом теле, которое будто нуждается в мягком прикосновении. В результате получилось нечто, вызывающее привязанность: владельцы ставили машину в гараж с улыбкой. Вот что важно: дизайн никогда не должен терять этот смысл", — сказал дизайнер Том Матано.

Сравнение: роль дизайнера в индустрии

Дизайнер Главные проекты Влияние
Том Матано Mazda Miata, RX-7 FD Культовые спорткары, философия "дизайн для человека"
Джорджетто Джуджаро VW Golf Mk1, Lotus Esprit Массовые хиты и смелые концепции
Крис Бэнгл BMW E65, Z4 Провокационные формы, вызвавшие дискуссии
Широ Накамура Nissan GT-R, Cube Совмещение агрессии и японской эстетики

Советы шаг за шагом (HowTo) для будущих дизайнеров

  1. Учитесь у классиков — анализируйте работы Матано и его современников.

  2. Развивайте эмпатию — дизайн должен отражать человеческие эмоции.

  3. Экспериментируйте с линиями, но помните о функциональности.

  4. Не забывайте про контекст — каждая машина должна жить в своей эпохе.

  5. Всегда думайте о владельце, а не только о рынке.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: гнаться за модой.

  • Последствие: устаревший дизайн через 5 лет.

  • Альтернатива: timeless-дизайн, как у Miata.

  • Ошибка: ориентироваться только на технологии.

  • Последствие: потеря эмоциональности.

  • Альтернатива: сочетать механику и эстетику.

  • Ошибка: игнорировать пользователей.

  • Последствие: "холодные" продукты.

  • Альтернатива: создавать машины, вызывающие привязанность.

А что если…

А что если Miata никогда бы не появилась? В этом случае ниша доступного и лёгкого родстера осталась бы пустой, а автомобильная культура лишилась бы машины, которая стала символом удовольствия от вождения.

Плюсы и минусы наследия Матано

Плюсы Минусы
Создание культовой Miata Трудно превзойти его стандарты
Влияние на целую школу дизайнеров Высокая планка для последователей
Гармония стиля и функционала Философия требует тонкого чувства, а не слепого копирования

FAQ

Почему Матано называют "отцом Miata"?
Он был ключевым дизайнером проекта и задал философию модели.

Какая машина считалась его любимой работой?
Mazda RX-7 FD — проект, в котором он реализовал идею "атлетичного, но не агрессивного тела".

Чем он занимался после Mazda?
Преподавал и руководил школой промышленного дизайна в Сан-Франциско.

Мифы и правда

  • Миф: Miata создали исключительно инженеры.
    Правда: дизайн Матано сыграл решающую роль.

  • Миф: RX-7 FD был случайным успехом.
    Правда: линии кузова тщательно продумывались с учётом эмоций владельцев.

  • Миф: Матано работал только в Mazda.
    Правда: он прошёл через GM, Holden и BMW до прихода в японскую марку.

3 интересных факта

• Его карьера началась с оформления спортивных машин Holden в Австралии.
• Он приложил руку к разработке BMW 3-й серии E36.
• В Miata Матано воплотил философию "Jinba Ittai" — единства водителя и машины.

Исторический контекст

  • 1980-е годы: японские автопроизводители искали способ конкурировать с европейскими спорткарами.

  • Mazda предложила лёгкий, доступный родстер, вдохновлённый классическими британскими машинами.

  • Благодаря дизайну Матано Miata стала культовой моделью, превратившись в самый популярный родстер в истории.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Новичкам лучше брать первый автомобиль простым и недорогим — автоинструктор сегодня в 18:59
Беру ключи и сажусь за руль: почему первые месяцы вождения лучше пережить на простой машине

Как выбрать первую машину новичку: простой и недорогой авто, компактные габариты, ремонтопригодность, коробка по опыту и умеренная динамика без лишних рисков.

Читать полностью »
В тонущей машине важно не сломать ручку двери — автоэксперт Субботин сегодня в 17:11
Авто идет ко дну молча и быстро: алгоритм спасения, который должен знать каждый водитель

Автоэксперт Вячеслав Субботин рассказал NewsInfo, как выбраться из тонущего автомобиля.

Читать полностью »
В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »