такси, ночная поездка
такси, ночная поездка
Алексей Ларин Опубликована 13.05.2025 в 1:22

Такси по-русски: что случится, если запретят иностранные автомобили

В Госдуме рассматривают законопроект, который может перевернуть рынок такси в России. Если документ примут, уже с 1 октября 2025 года такси разрешат использовать только машины с высокой долей российских компонентов или собранные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК). Каковы последствия — разбирался Autonews. ru.

Что изменится: суть инициативы

Авторы инициативы — депутаты Андрей Кутепов и Владимир Гутенев. Закон уже прошёл первое чтение. Основная идея — стимулировать развитие локального автопрома и снизить зависимость от иностранных брендов. Однако как это отразится на пассажирах, водителях и агрегаторах?

Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться.

Что ездит по улицам сейчас

Если посмотреть на статистику Международного евразийского форума "Такси" (МЕФТ) за 2024 год, самыми востребованными машинами в такси стали корейские Kia, Hyundai и российская Lada. Также в топ-10 оказались Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.

В Москве чаще всего в такси можно увидеть:

  • Volkswagen Polo

  • Hyundai Solaris

  • Kia Rio

  • Skoda Octavia

  • Skoda Rapid

Большинство этих моделей производились в России в рамках СПИКов — но до 2022 года. После начала геополитических событий западные бренды свернули производство. Китайские марки вроде Chery и Geely, напротив, остались, но заводов в России у них нет.

Ограниченный ресурс

На бумаге многие популярные модели формально подпадают под требования — но только если они выпущены до 2022 года. Срок службы таких автомобилей ограничен, и в ближайшие годы они начнут массово выходить из эксплуатации.

Согласно данным "Яндекс Такси", в тарифе "Эконом" с апреля 2025 года будут допускаться Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Octavia и VW Polo, произведенные не старше 2016 года. Это значит, что уже к 2031 году их придется заменить.

А как же бизнес и премиум?

Ситуация в верхних сегментах рынка — еще тревожнее.

В тарифе Business единственный автомобиль, подходящий под новые условия, — Mercedes-Benz E-Class, собранный на локальном заводе. Но допускаются только модели не старше 2019 года. Это серьёзно ограничивает парк.

"Линейка локализованных автомобилей в настоящее время не предусматривает моделей, подходящих под требования перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу существование этого сегмента рынка", — предупреждает Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.

В сегментах Premier и Elite нет ни одного автомобиля, соответствующего новым критериям. То есть для VIP-пассажиров предложить будет попросту нечего.

Кто может спасти ситуацию?

Поправки допускают использование автомобилей, произведённых по СПИКам, заключённым с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Под эти условия подпадают:

  • Lada

  • Москвич (контракт — 2023 год)

  • Моторинвест (марки Evolute и Voyah)

  • Rosva Motors — новая марка, стартовавшая на заводе под Калугой

  • Tenet — возрожденный бренд на базе завода Volkswagen

Однако эти марки пока что не в состоянии массово заместить весь существующий автопарк. И не факт, что пассажирам они будут по вкусу.

Последствия: рост цен и сокращение машин

Депутат Гутенев уверен, что ставка на локализацию приведет к технологическому росту и снижению темпов удорожания.

"Мы будем рассчитывать если не на падение цены, то хотя бы на рост цен ниже уровня инфляции".

Однако эксперты менее оптимистичны.

По словам Зариповой, без господдержки реализация инициативы может привести к уменьшению числа легальных перевозчиков, удорожанию поездок и снижению качества сервиса.

"Отсутствие льготных программ и субсидий делает приобретение новых автомобилей неподъемным для многих перевозчиков и самозанятых граждан".

Есть ли аналоги в мире?

Общественный совет по развитию такси проанализировал международную практику и не нашёл ни одной страны, где действует такой жёсткий запрет.

"В мировой практике распространены иные, более эффективные механизмы, такие как стимулирование через субсидирование или льготное приобретение автомобилей отечественного производства. Но прямых ограничений нигде не встретили".

Подведем итог

Запрет на иностранные автомобили в такси — мера, которая выглядит патриотично, но может обернуться трудностями как для водителей, так и для пассажиров. Без комплексной поддержки, льгот и стимулов — это скорее удар по отрасли, чем толчок к её развитию.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Защитные средства создают на автомобиле тонкую плёнку, которая отталкивает воду вчера в 22:47
Почему ваша машина ржавеет осенью? Виноваты эти 3 ошибки в уходе

Осень превращает даже чистую машину в серый ком грязи. Разбираемся, как сберечь кузов и фары от налёта с помощью двух простых и доступных способов.

Читать полностью »
Сотрудники ДПС начали массово штрафовать водителей на АЗС вчера в 22:43
Встал на заправке не туда — и лишился прав? Шокирующая правда от капитана полиции

Приехал на заправку, встал против потока и получил штраф? Разбираемся, когда действия инспекторов законны, а когда это попытка "сделать план".

Читать полностью »
Hyundai Elantra стала самой угоняемой машиной в США в 2025 году — данные NICB вчера в 21:50
Америка вздохнула с облегчением, но не Hyundai: какой седан этого бренда крадут чаще всех

Несмотря на снижение числа угонов в США, одна модель по-прежнему лидирует в антирейтинге. Почему именно Hyundai Elantra и как обезопасить себя от кражи?

Читать полностью »
В Москве участились звонки от лжесервисов, заставляющих водителей переводить деньги за ремонт вчера в 20:11
Ремонт без машины: новая афера лишает московских водителей и денег, и доверия

Мошенники под видом сотрудников автосервисов обманывают москвичей, используя реальные данные клиентов. Как не стать их следующей жертвой — в материале.

Читать полностью »
С июля 2024 года все новые автомобили в ЕС оснащают системой EDR — требование Еврокомиссии вчера в 19:06
Автомобили заговорят после аварии: теперь каждая машина хранит свою последнюю секунду

С июля 2024 года все новые авто в Европе оснащаются "черным ящиком". Что именно он записывает и кто имеет право узнать, что происходило перед аварией?

Читать полностью »
Nissan рассматривает сотрудничество с Ford и Stellantis для выхода из кризиса вчера в 18:58
Развод по-японски: почему Nissan устал тащить Renault на себе и с кем теперь ищет спасения

Nissan ищет неожиданных союзников в США и готов продать ключевую технологию e-Power конкурентам. Что заставило японцев на этот шаг — стратегия или отчаяние?

Читать полностью »
Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома вчера в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование вчера в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »