такси, ночная поездка
такси, ночная поездка
Алексей Ларин Опубликована 13.05.2025 в 1:22

Такси по-русски: что случится, если запретят иностранные автомобили

В Госдуме рассматривают законопроект, который может перевернуть рынок такси в России. Если документ примут, уже с 1 октября 2025 года такси разрешат использовать только машины с высокой долей российских компонентов или собранные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК). Каковы последствия — разбирался Autonews. ru.

Что изменится: суть инициативы

Авторы инициативы — депутаты Андрей Кутепов и Владимир Гутенев. Закон уже прошёл первое чтение. Основная идея — стимулировать развитие локального автопрома и снизить зависимость от иностранных брендов. Однако как это отразится на пассажирах, водителях и агрегаторах?

Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться.

Что ездит по улицам сейчас

Если посмотреть на статистику Международного евразийского форума "Такси" (МЕФТ) за 2024 год, самыми востребованными машинами в такси стали корейские Kia, Hyundai и российская Lada. Также в топ-10 оказались Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.

В Москве чаще всего в такси можно увидеть:

  • Volkswagen Polo

  • Hyundai Solaris

  • Kia Rio

  • Skoda Octavia

  • Skoda Rapid

Большинство этих моделей производились в России в рамках СПИКов — но до 2022 года. После начала геополитических событий западные бренды свернули производство. Китайские марки вроде Chery и Geely, напротив, остались, но заводов в России у них нет.

Ограниченный ресурс

На бумаге многие популярные модели формально подпадают под требования — но только если они выпущены до 2022 года. Срок службы таких автомобилей ограничен, и в ближайшие годы они начнут массово выходить из эксплуатации.

Согласно данным "Яндекс Такси", в тарифе "Эконом" с апреля 2025 года будут допускаться Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Octavia и VW Polo, произведенные не старше 2016 года. Это значит, что уже к 2031 году их придется заменить.

А как же бизнес и премиум?

Ситуация в верхних сегментах рынка — еще тревожнее.

В тарифе Business единственный автомобиль, подходящий под новые условия, — Mercedes-Benz E-Class, собранный на локальном заводе. Но допускаются только модели не старше 2019 года. Это серьёзно ограничивает парк.

"Линейка локализованных автомобилей в настоящее время не предусматривает моделей, подходящих под требования перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу существование этого сегмента рынка", — предупреждает Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.

В сегментах Premier и Elite нет ни одного автомобиля, соответствующего новым критериям. То есть для VIP-пассажиров предложить будет попросту нечего.

Кто может спасти ситуацию?

Поправки допускают использование автомобилей, произведённых по СПИКам, заключённым с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Под эти условия подпадают:

  • Lada

  • Москвич (контракт — 2023 год)

  • Моторинвест (марки Evolute и Voyah)

  • Rosva Motors — новая марка, стартовавшая на заводе под Калугой

  • Tenet — возрожденный бренд на базе завода Volkswagen

Однако эти марки пока что не в состоянии массово заместить весь существующий автопарк. И не факт, что пассажирам они будут по вкусу.

Последствия: рост цен и сокращение машин

Депутат Гутенев уверен, что ставка на локализацию приведет к технологическому росту и снижению темпов удорожания.

"Мы будем рассчитывать если не на падение цены, то хотя бы на рост цен ниже уровня инфляции".

Однако эксперты менее оптимистичны.

По словам Зариповой, без господдержки реализация инициативы может привести к уменьшению числа легальных перевозчиков, удорожанию поездок и снижению качества сервиса.

"Отсутствие льготных программ и субсидий делает приобретение новых автомобилей неподъемным для многих перевозчиков и самозанятых граждан".

Есть ли аналоги в мире?

Общественный совет по развитию такси проанализировал международную практику и не нашёл ни одной страны, где действует такой жёсткий запрет.

"В мировой практике распространены иные, более эффективные механизмы, такие как стимулирование через субсидирование или льготное приобретение автомобилей отечественного производства. Но прямых ограничений нигде не встретили".

Подведем итог

Запрет на иностранные автомобили в такси — мера, которая выглядит патриотично, но может обернуться трудностями как для водителей, так и для пассажиров. Без комплексной поддержки, льгот и стимулов — это скорее удар по отрасли, чем толчок к её развитию.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »